Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела надзора за гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Александровой Н.В. на постановление судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 мая 2015 года, которым в отношении
ООО "Эколэнд", юридический адрес: "адрес", адрес фактического места расположения: "адрес", ИНН ***, ОГРН ***,
прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному главным специалистом-экспертом отдела надзора за гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Александровой Н.В., по результатам рассмотрения обращения физического лица ДД.ММ.ГГ в *** часов *** минут установлено, что юридическим лицом ООО "Эколэнд" (далее - ООО "Эколэнд", Общество) в предприятии общественного питания кальянной " "данные изъяты"", расположенном по адресу: "адрес", при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания не обеспечено соблюдение требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01), что выразилось в следующем:
- система вытяжной вентиляции организации общественного питания, расположенного в здании иного назначения (жилой дом), оборудована отдельно от системы вентиляции жилого дома. Шахта вытяжной вентиляции не выступает над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м (шахта отсутствует), фактически вентиляция (вытяжная труба) выведена на 2-ой этаж 10-ти этажного жилого дома над окнами жильцов проживающих на 3-10 этажах, что является нарушением п.4.6 СП 2.3.6.1079-01;
-загрузка товара осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, что является нарушением п.2.2. СП 2.3.6.1079-01. Кроме того, в силу п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N64, загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей;
-деятельность предприятия общественного питания, расположенного на 2 этаже жилого дома по адресу: "адрес", ухудшает условия проживания, отдыха, труда людей в данном жилом доме, так как фактический режим работы предприятия в пятницу и в выходные дни до 03.00, в будни до 01.00 часов, а не до 23.00 часов, что является нарушением п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 и п.4.10 "СП 54.13330.2011 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. приказом Минрегиона РФ от 24 декабря 2010 N778), согласно которому режим работы всех предприятий, размещенных в жилых зданиях, подвальном, цокольном этажах жилого здания ограничивается до 23.00 часов.
-руководителем организации ООО "Эколэнд" не организован производственный контроль: отсутствует программа производственного контроля, не проводятся лабораторные исследования, что является нарушением п. 14.1., 15.1. СП 2.3.6.1079-01.
Действия ООО "Эколэнд" квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ.
Определением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, заместителя главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГ *** протокол об административном правонарушении и другие материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Индустриальный районный суд г. Барнаула.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, главный специалист-эксперт отдела надзора за гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Александрова Н.В. просит постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что лаундж-бар " "данные изъяты"" ООО "Эколенд" является предприятием общественного питания исходя из положений раздела 4 ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования"; п.4.10 "СП 54.13330.2011.Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" является обязательным для применения и должен соблюдаться при размещении предприятий в жилых многоквартирных зданиях.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Эколэнд" Казанцева И.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, главного специалиста-эксперта отдела надзора за гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Александрову Н.В. и ее представителя Рыбалко Е.М., поддержавших доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии со ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В вину ООО "Эколэнд" вменено нарушение пунктов 2.2, 4.6, 14.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, п.4.10 "СП 54.13330.2011 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. приказом Минрегиона РФ от 24 декабря 2010 N778).
В силу п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, также установлено, что загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, со стороны магистралей.
Согласно п.4.6 СП 2.3.6.1079-01 устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения.
Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
В соответствии с п.4.10 "СП 54.13330.2011 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. приказом Минрегиона РФ от 24 декабря 2010 N778) в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроено-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. Не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч.
Прекращая производство по делу, судья районного суда обоснованно исходил из того, что кальянная " "данные изъяты"" ООО "Эколэнд" не является организацией общественного питания, в связи с чем Обществу не может быть вменено нарушение положений СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
В соответствии с п.1.2 СП 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" распространяется на услуги и продукцию общественного питания и устанавливает термины и определения основных понятий в этой области.
Требования названного стандарта являются общими и предназначены для применения всеми предприятиями питания независимо от их вида, размера, мощности и ассортимента изготовляемой продукции.
В силу положений раздела 2 ГОСТ 31985-2013 общественное питание (индустрия питания): Самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг (п.1);
предприятие общественного питания (предприятие питания): Объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (п.3).
продукция общественного питания (индустрии питания): Совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков (п.6).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что предприятие может быть отнесено к предприятиям, оказывающим услуги общественного питания, лишь в случае непосредственного предоставления населению услуг по организации питания, а также производству и реализации готовой продукции и полуфабрикатов.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что кальянная " "данные изъяты"" ООО "Эколэнд", расположенная по адресу: "адрес", предоставляет гражданам услуги общественного питания.
Из пунктов 1.5, 2.3.1 договора аренды *** от ДД.ММ.ГГ следует, что арендуемое помещение, расположенное по указанному адресу, предоставляется арендатору ООО "Эколенд" для использования под кальянную (курительную комнату). Арендатор обязуется использовать помещение исключительно по назначению, указанному в п.1.5 настоящего договора (л.д.22-26).
При рассмотрении дела судьей районного суда главный специалист-эксперт отдела надзора за гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Александрова Н.В. пояснила, что при проведении осмотра помещений холодильники, либо иные места хранения напитков и продуктов питания обнаружены не были, продукты питания и напитки отсутствовали, в помещении нет кухни для приготовления пищи, моечной либо раковины для мытья посуды.
С учетом изложенного оснований для отнесения ООО "Эколэнд" к предприятию общественного питания не имеется, в связи с чем требования СП 2.3.6.1079-01 не распространяются на деятельность данного юридического лица и соответственно их нарушение не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Доводы жалобы об обратном не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Приказом Минрегиона РФ от 24 декабря 2010 N778 утвержден Свод правил "СП 54.13330.2011. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003".
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу ст.5.1 того же Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Статьей 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п.1).
Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п.7).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 N1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Согласно пункту 82 Перечня предусмотрено, что СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" являются обязательными в части разделов 4 (пункты 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пункты 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11.
Приказом Ростехрегулирования от 01 июня 2010 года N2079 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений". Пунктом 36 Перечня предусмотрено, что СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" применяются на добровольной основе, кроме разделов: 4 (пунктов 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пунктов 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11.
Изложенное свидетельствует о том, что законодателем на момент совершения вмененного Обществу правонарушения п.4.10 раздела 4 "СП 54.13330.2011 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. приказом Минрегиона РФ от 24 декабря 2010 N778) не отнесен к части свода правил, применение которых осуществляется в обязательном порядке, в связи с чем неисполнение названого пункта не может расцениваться как несоблюдение требований технического регламента, следовательно, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы в этой части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
Кроме того, судьей правомерно указано на отсутствие в материалах дела доказательств подтверждающих нарушение ООО "Эколэнд" положений п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64.
При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Эколэнд".
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу главного специалиста-эксперта отдела надзора за гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Александровой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.