Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан Юсуповой Л.Ю.- Султанова Р.Ф. на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от ... года о привлечении директора МОБУ СОШ N ... Юсуповой Л.Ю. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба директора МОБУ СОШ N ... Юсуповой Л.Ю. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ N ... от ... года директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ N ... ) Юсупова Л.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с данным постановлением, директор МОБУ СОШ N ... Юсупова Л.Ю. подала на него жалобу. В обоснование жалобы указала, что на территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены урны для сбора отходов, заключены договоры с ООО " ... +" от ... годана вывоз отходов, с ГУП " ... " от ... года на размещение и утилизацию отходов. Также по централизованному договору с ГУП " ... " ртутьсодержащие лампы и отработанные люминисцентные трубки передаются указанному предприятию. Имеется металлическая емкость в складском помещении для хранения лам ... действующего законодательства МОБУ СОШ N ... исполняются в полном объеме. МОБУ СОШ N ... не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, соответственно не должно иметь специалиста, имеющего профессиональную подготовку. Просит отменить постановление главного специалиста-эксперта Министерства природопользования и экологии РБ о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
На данное решение поступила жалоба защитника директора МОБУ СОШ N ... Юсуповой Л.Ю.- Султанова Р.Ф., в которой предлагается его отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указаны те же доводы, что и в жалобе на постановление Министерства природопользования и экологии РБ; вывод о выработке школой отходов 1-4 класса не подтвержден материалами дела.
В судебном заседании защитник директора МОБУ СОШ N ... Юсуповой Л.Ю.- Султанов Р.Ф., поддержал изложенные в жалобе доводы, пояснил, что в материалах дела нет данных экспертизы о классе отходов; нет доказательств размещения школой отходов.
Лицо, в отношении которого ведется административное производство- должностное лицо Юсупова Л.Ю., инспектор Нефтекамского ТУ Министерства природопользования и экологии РБ, в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о чем в деле имеются телефонограмма от ... года, факсовое извещение от ... года Сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не поступило, ходатайств об отложении также не представлено. При данных обстоятельствах считаю необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Султанова Р.Ф., нахожу судебное постановление подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Наступление последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника Нефтекамского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от ... года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства МОБУ СОШ N ...
Согласно акта проверки от ... года при проведении проверки установлено, что основной вид деятельности МОБУ СОШ N ... - образовательная, воспитательная. В результате деятельности МОБУ СОШ N ... образуются отходы производства и потребления 1-го класса опасности- ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; 4-го класса опасности - мусор от бытовых помещений; 5-го класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений. На территории школы имеются три стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены пластмассовые урны для сбора отходов. МОБУ СОШ N ... заключены договоры с ООО " ... +" - на вывоз отходов, с ГУП " ... " - на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления. Твердые бытовые отходы размещаются на полигоне ГУП " ... ". В 2011 г. учреждением вывезено для размещения в полигон 22,3 тонны отходов. Освещение кабинетов осуществляется электрическими лампами накаливания и ртутьсодержащими лампами. Ртутьсодержащие лампы в количестве 8 штук установлены в спортзале и в складском помещении. Образующиеся в процессе деятельности лампы и ртутьсодержащие трубки отработанные и брак по мере образования передаются в ГУП ... по централизованному договору между МУП " ... " и Отделом образования администрации ГО ... РБ. В учреждении имеется металлическая емкость для временного хранения отработанных ртутных ламп. На момент проверки ртутные лампы и трубки отсутствуют. Учреждением не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты не установлены. Ответственным лицом по обращению с отходами назначена Ф., у которой отсутствует профессиональная подготовка на право работы с отходами.
По результатам указанной проверки в отношении директора МОБУ СОШ N ... Юсуповой Л.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении от ... года N ... по ст.8.2. КоАП РФ и вынесено оспариваемое постановление.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами- это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Накопление отходов- это временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках),обустроенных в соответствие с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Как верно установлено судьей, в результате деятельности МОБУ СОШ N ... образуются отработанные и бракованные люминесцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтверждается наличием заключенного с ГУП " ... " договором, актом проверки. В МОБУ СОШ N ... имеется металлический контейнер для временного хранения ртутных ламп, установленная в складском помещении.
В соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природопользования и экологии России от ... года N ... ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к отходам 1-4 класса (код по генеральному классификационному каталогу отходов (ФККО 353 301 00 13 01 1).
В соответствии с п.п.2, 3 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N89-ФЗ, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности и составить паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
Таким образом, размещение школой на своей территории в металлической емкости для временного хранения отработанных ртутных ламп, люминисцентных ртутьсодержащих трубок относится к накоплению в смысле, придаваемом этому термину статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Следовательно, МОБУ СОШ N ... должно соблюдать при осуществлении уставной деятельности, в результате которой образуются опасные отходы 1,4 и 5 классов опасности, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Согласно общим положениям, установленным Приказом Министерства природопользования и экологии РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
В МОБУ СОШ N ... паспорта на вышеуказанные отходы разработаны, но не согласованы в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
В нарушение ст.ст.11, 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N89-ФЗ, МОБУ СОШ N ... не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов в установленном порядке не установлены.
Профессиональная подготовка на право работы с отходами у ответственного лица МОБУ СОШ N 4 отсутствует, что является нарушением п.1 ст. 15 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N89-ФЗ, согласно которого лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки (л.д.9-11), протоколом об административном правонарушении (л.д.12-13), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юсупова Л.Ю. согласно приказа от ... года N ... является директором МОБУ СОШ N ... (л.д. 19).
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Юсупова Л.Ю. являясь директором МОБУ СОШ N ... , и обладая соответствующими властными полномочиями, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах государственный инспектор Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ Ф. пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица Юсуповой Л.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Юсуповой Л.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что вывод должностного лица Минприроды РБ о выработке школой отходов 1-4 класса не подтверждается материалами дела, не проведена экспертиза по установлению класса опасности отходов, нахожу несостоятельным, поскольку Юсупова Л.Ю. и ее защитник не оспаривают образование отходов в виде отработанных ртутьсодержащих ламп и люминесцентные трубок, мусора от уборки бытовых помещений, пищевых отходов кухни. Класс опасности указанных отходов указан в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии России от ... года N ... (в ред. Приказа от ... года N ... ). Исходя из указанного классификатора государственным инспектором при вынесении постановления о назначении административного наказания директору школы Юсуповой Л.Ю. класс опасности отходов МБОУ СОШ N ... установлен верно, что было проверено судьей. Не согласиться с указанными выводами оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления инспектора и решения судьи, не установлено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 года в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан Юсуповой Л.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Юсуповой Л.Ю.- Султанова Р.Ф. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф.Кайгулова
судья Яндубаев Ю.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.