Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа ... Республики Башкортостан Крылова А.В.- Султанова Р.Ф. на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года, которым постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от ... года о привлечении директора МОБУ СОШ ... Крылова А.В. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба директора МОБУ СОШ ... Крылова А.В. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ N ... от ... года директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа ... городского округа ... Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ ... ) Крылов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с данным постановлением, директор МОБУ СОШ ... Крылов А.В. подал на него жалобу. В обоснование жалобы указал, что на территории школы имеются контейнеры для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены урны для сбора отходов, заключены договоры с ООО " ... " от ... года на вывоз отходов, с ГУП " ... " от ... года, централизованный договор от ... года на вывоз ртутьсодержащих и люминисцентных лам ... металлический контейнер в гараже для хранения ламп. За отходы, находящиеся в мусорном контейнере, до их вывоза на свалку плата за негативное воздействие, взиматься не должна. Просит отменить постановление главного специалиста - эксперта Министерства природопользования и экологии РБ о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
На данное решение поступила жалоба защитника директора МОБУ СОШ ... Крылова А.В.- Султанова Р.Ф., в которой предлагается решение отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что в материалах дела нет доказательств того, что МОБУ СОШ N ... в ходе осуществления своей деятельности оказывает негативное влияние на окружающую среду посредством образования и размещения отходов.
В судебном заседании защитник директора МОБУ СОШ N ... Крылова А.В.- Султанов Р.Ф., поддержал изложенные в жалобе доводы, пояснил, что в материалах дела нет данных о проведенной экспертизе, определившей класс отходов. В материалах дела нет данных о том, что школа занималась размещением опасных отходов.
Лицо, в отношении которого ведется административное производство- должностное лицо Крылов А.В., должностное лицо - государственный инспектор Нефтекамского ТУ Министерства природопользования и экологии РБ, в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о чем в деле имеются телефонограмма от ... года, факсовое извещение от ... года Сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не поступило, ходатайств об отложении также не представлено. При данных обстоятельствах считаю необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Султанова Р.Ф., нахожу судебное постановление подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника Нефтекамского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от ... года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства МОБУ СОШ ...
Согласно акта проверки от ... года при проведении проверки установлено, что основной вид деятельности МОБУ СОШ ... - образовательная, воспитательная. В результате деятельности МОБУ СОШ ... образуются отходы производства и потребления: 1 класс опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; 4 класс опасности -мусор от бытовых помещений, 5 класс опасности: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно- воспитательных учреждений. На территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены пластмассовые урны для сбора отходов. МОБУ СОШ ... заключены договоры с ООО " ... " на вывоз отходов, с ГУП " ... " от ... года на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления. Твердые бытовые отходы размещаются на полигоне ГУП " ... ". В ... г. учреждением вывезено для размещения на полигон в объеме 60 куб.м. отходов. Отделом образования администрации ГО ... и ГУП " ... " заключен централизованный договор на сбор опасных отходов, состоящих из ртутьсодержащих ламп, отработанных люминисцентных трубок. Плата за негативное воздействие, в частности за размещение отходов производства и потребления за ... г. учреждением не вносилась.
По результатам указанной проверки в отношении директора МОБУ СОШ ... Крылова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении от ... года N ... по ст.8.41. КоАП РФ и вынесено оспариваемое постановление.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Привлекая Крылова А.В. к административной ответственности, государственный инспектор Нефтекамского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Ф. сделал вывод о том, что учреждением не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду, а именно за размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Указанный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако из оспариваемого постановления, а также из материалов дела не следует, что МОБУ СОШ N ... занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, поэтому привлечение должностного лица директора Крылова А.В. к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ нельзя признать законным, поскольку отсутствует объективная сторона состава данного административного правонарушения.
Указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, при рассмотрении данного дела судьей не были выяснены.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от ... года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым данное постановление оставлено без изменения, подлежат отмене, а производство по делу- прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года и постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ N ... от ... года по делу в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа ... городского округа ... Республики Башкортостан Крылова А.В. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП Российской Федерации отменить, чем жалобу защитника Султанова Р.Ф. удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Крылова А.В. состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда РБ или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф. Кайгулова
судья Яндубаев Ю.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.