Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
с участием представителя УФМС России по РБ Гарипова А.А. по доверенности N ... от ... года,
в отсутствие Юсупова Р.Я. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
извещенного надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в материалах дела (л.д. 29),
рассмотрев жалобу Юсупова Р.Я. на решение Октябрьского городского суда РБ от ... года, которым:
постановление начальника ОУФМС РФ по РБ в г.Октябрьский РБ Медведева Ю.Н. от ... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.15 КоАП РФ, в отношении Юсупова Р.Я. оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ... года, составленному инспектором ОУФМС России по РБ в г.Октябрьский Галимовым Р.Ф., ... года в 17-10 час. в ОУФМС РФ по РБ в ... при проверке документов было выявлено, что гражданин РФ Юсупов Р.Я. допустил проживание несовершеннолетнего сына ФИО, ... г.р., без регистрации по месту жительства, либо по месту пребывания на территории РФ с ... года по настоящее время, т.е. не обратился с заявлением о регистрации несовершеннолетнего сына в течение 7 дней, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника ОУФМС РФ по РБ в г. Октябрьский Медведева Ю.Н. от ... года Юсупов Р.Я. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.15 КоАП РФ.
Не соглашаясь с законностью постановления должностного лица отдела УФМС, Юсупов обжаловал его в суд, указывая на отсутствие состава правонарушения, ссылаясь на то, что в установленном порядке зарегистрировал сына ФИО по месту жительства в Буздякском сельсовете РБ путем внесения сведений о сыне в домовую книгу, что предусмотрено законом. По каким причинам ему не выдали свидетельство о регистрации сына по месту жительства, не знает. Отсутствие свидетельства не является основанием для привлечения его к ответственности.
Судом вынесено указанное решение об оставлении жалобы без удовлетворения.
Юсупов в жалобе в Верховный Суд РБ предлагает отменить постановление должностного лица органа надзора и решение суда по тем же доводам, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Также указывая на процессуальные нарушения, что сразу после составления протокола было вынесено постановление о назначении наказания, дополнительные материалы не запрашивались, права и обязанности ему не разъяснялись, материал рассмотрен с нарушением правил подсудности. Не был рассмотрен вопрос о малозначительности административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав возражения представителя УФМС России по РБ Гарипова А.А., обсудив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Часть 2 ст. 19.15. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Пунктом 2 статьи 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения выборе места пребывания и жительства в пределах РФ" N 5242-1 от 25 июня 1993 года установлена обязанность регистрации граждан РФ по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Данную обязанность в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, осуществляют их родители (п.28 Правил, утвержденных Постановлением Правительств; РФ N 713 от 17 июля 1995 года "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ").
Пунктом 16 данных Правил установлен общий срок для регистрации граждан РФ по месту жительства - не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.
В соответствии с п.28 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее - Правила) регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Из содержания указанной нормы следует, что установленный срок касается, в том числе регистрации несовершеннолетних.
Не согласиться с выводом должностного лица и суда первой инстанции о нарушении Юсуповым правил регистрации несовершеннолетнего сына оснований не имеется, поскольку эти требования закона Юсуповым не соблюдены.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Как установлено должностным лицом и подтверждается материалами дела, отец несовершеннолетнего ФИО не выполнил обязанности по его регистрации по месту жительства, что и послужило основанием его привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ.
В своих объяснениях при составлении протокола об административном правонарушении Юсупов указал, что не согласен с вмененным ему правонарушением, поскольку законом не предусмотрен заявительный характер регистрации по месту жительства детей до 14 лет. В Буздякском сельсовете ребенок состоял на учете.
Согласно справке ОУФМС РФ по РБ в Буздякском районе ФИО, ... г.р., по месту жительства и по месту пребывания по Буздякскому району не значится.
С доводами жалобы, что регистрация сына была осуществлена в органе местного самоуправления, чем не нарушен порядок его регистрации, согласиться нельзя.
При регистрации сына в администрации сельского совета Юсупов не учел, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Согласно справке главы СП Буздякский сельсовет, администрация сельского поселения Буздякский сельсовет муниципального района Буздякий район РБ не осуществляет регистрацию граждан по месту жительства и временного пребывания, в связи с наличием отделения УФМС России по РБ в Буздякском районе.
В Буздякском районе имеется территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, где следовало зарегистрировать ребенка. Лишь при его отсутствии возможна была регистрация в органе местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что сведения о детях были внесены в похозяйственную книгу, не могут служить основанием для освобождения лица от административной ответственности, поскольку регистрацию по месту жительства или месту пребывания осуществляют отделы УФМС РФ по РБ.
Суд, соглашаясь с законностью и обоснованностью постановления должностного лица ОУФМС, правильно исходил из того, что фактические обстоятельства совершенного Юсуповым правонарушения о допущении проживания несовершеннолетнего сына без регистрации установлены правильно и подтверждены доказательствами по делу.
Юридическая оценка действиям лица по ч.2 ст.19.15 КоАП РФ дана верная. Назначенное наказание отвечает требованиям ст.4.1 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюден. Местом совершения административного правонарушения, если деяние носит длящийся характер, является место окончания противоправной деятельности, ее пресечения. Поэтому подсудность рассмотрения дела не нарушена, длящееся правонарушение выявлено в ОУФМС г.Октябрьский, правомочным должностным лицом которого заявитель подвергнут ответственности.
Дело должностным лицом и жалоба судом первой инстанции рассмотрены с участием Юсупова.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления должностного лица и решения суда, в том числе по иным доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Решение Октябрьского городского суда РБ от ... года об оставлении без изменения постановления должностного лица - начальника ОУФМС РФ по РБ в ... Медведева Ю.Н. от ... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.15 КоАП РФ, в отношении Юсупова Р.Я. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного суда РБ или его заместители.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан З.Р. Абземилова
Справка
судья Зарипов В.А.
дело N 33А-21/288
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.