Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,
при секретаре Абдуллине Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора - главного государственного санитарного врача в городах Кумертау, Мелеуз, Кугарчинском, Куюргазинском, Мелеузовском, Федоровском районах по Республике Башкортостан Ибатуллина Р.А. на решение судьи Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2012 года, которым:
постановление главного государственного санитарного врача в городах Кумертау, Мелеуз и Кугарчинском, Мелеузовском, Федоровском районах по Республике Башкортостан N 533 от 03 июля 2012 года о признании виновной ... сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... РБ Галиной Ф.А. по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме ... рублей отменено, производство по делу прекращено согласно п.2 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора - главного государственного санитарного врача в городах Кумертау, Мелеуз, Кугарчинском, Куюргазинском, Мелеузовском, Федоровском районах по Республике Башкортостан (далее - Управление) при проведении плановой проверки в период с ... года было установлено, что в сельском поселении ... сельский совет ... РБ имеются следующие нарушения требований Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения":
- на водопроводе д. ... администрацией сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан в соответствии с требованиями п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" границы зоны санитарной охраны не определены, не разработан специальный проект зоны санитарной охраны, не организована зона санитарной охраны, что является нарушением требований ст. 19 Закона Российской Федерации от 30 марта1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.4.,1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ;
- администрацией сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения д. ... , зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используется с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами. Территория вокруг скважины и водонапорной башни без определения границ первого пояса ЗСО источника водоснабжения в диаметре 25 м ограждена сеткой-рабицей в металлической раме. Ограждение местами неисправно - оторвана сетка, свалены рамы, калитка открыта, не обеспечена охрана зоны ограждения, что не ограничивает доступ на территорию посторонних лиц, домашнего скота и птицы. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ.
За вышеуказанные нарушения постановлением главного государственного санитарного врача в городах Кумертау, Мелеуз и Кугарчинском, Мелеузовском, Федоровском районах по Республике Башкортостан Ибатуллина Р.А. от 03 июля 2012 года N ... сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... РБ Галина Ф.А. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.42 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме ... рублей.
Глава сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... РБ Галина Ф.А. обратилась в Кугарчинский районный суд Республики Башкортостан с жалобой о признании незаконным и отмене данного постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в силу заключенного между органами местного самоуправления соглашения, полномочия в части водоснабжения населения временно переданы от сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ к муниципальному району ... РБ.
... года судья Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное решение.
Должностное лицо Ибатулллин Р.А. не согласен с данным решением, считает его незаконным, необоснованным. В обоснование жалобы указано, что в нарушение ч.2 ст.24.4 КоАП РФ на заявленное Управлением ходатайство судья не вынес определения; в решении не дана должная юридическая оценка заключенному между органами местного самоуправления соглашению; Галина Ф.А. должна была принять все от неё зависящие меры для того, чтобы находящийся в границах ее поселения - бесхозный объект недвижимости (водонапорная башня в ... ) был принят на учёт; согласно Устава сельского поселения Галина Ф.А. обязана была организовать надлежащим образом водоснабжение населения.
Должностное лицо Ибатуллин Р.А. в судебное заседание не явился, представлять его интересы уполномочил по доверенностям Слепичко Т.В. и Махмутову З.Ф.
Выслушав представителей должностного лица административного органа Слепичко Т.В. и Махмутову З.Ф., поддержавших жалобу,
Галину Ф.А., полагавшую, что решение суда законно и обоснованно, оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, считаю необходимым решение судьи отменить.
Согласно п.4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2002 г. N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выявления нарушений) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством.
Согласно абз.1 ч.4 ст. 15 названного Закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, ... года утверждено Соглашение между органами местного самоуправления МР ... РБ и Сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ о передаче органам местного самоуправления МР ... РБ осуществления части полномочий органов местного самоуправления СП ... сельсовет МР ... РБ. В соответствии с п.3 ст.1 Соглашения является передача осуществления полномочий в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения и т.д. (28-33). Указанное соглашение ежегодно продлевалось решениями договаривающихся сторон. Решениями Совета МР ... РБ N ... от ... года Совета сельского поселения ... сельсовет ... РБ N ... от ... года продлен срок действия указанного Соглашения до ... года (л.д.9,10).
В соответствии с абз. 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ указанные соглашения должны содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в данной части межбюджетных трансфертов (до внесения изменения Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ указывалось соответственно на субвенции), необходимых для осуществления передаваемых полномочий; соглашения должны предусматривать финансовые санкции за их неисполнение.
Однако само Соглашение и решения о продлении его действия на 2012 год не содержат данных об объемах субвенций, межбюджетных трансферов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий в соответствии со ст. 4 вышеназванного Соглашения и ч.4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Другие материалы дела об административном правонарушении не содержат указанных данных, а также данных о том, какие меры контроля предпринимала ... СП Санзяповский сельсовет ... Галина Ф.А. по расходованию указанных средств и фактического выполнения переданных полномочий, в частности по решению вопросов водоснабжения населения.
Между тем, указанные обстоятельства являются значимыми для решения вопросов о том, состоялась ли фактическая передача полномочий, имелась ли реальная финансовая возможность их выполнения стороной, принявшей указанные полномочия. Не представлены названные доказательства и суду второй инстанции.
Нормативное закрепление требований к содержанию соглашений о делегировании полномочий направлено на четкое определение прав, обязанностей и ответственности муниципальных образований и недопустимости ненадлежащего выполнения соответствующими органами местного самоуправления заключенных соглашений, которое может привести к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования.
Указанному обстоятельству судьей районного суда надлежащая правовая оценка не дана, что привело к принятию незаконного, необоснованного решения.
Таким образом, судьей районного суда законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа в полном объеме не проверены. Решение судьи районного суда не отвечает требованиям ст.ст. 30.7, 29.10 КоАП РФ.
Кроме того, судьей районного суда не принято во внимание, что не все листы вышеназванного Соглашения, дополнительных соглашений к нему подписаны сторонами, а их копии надлежащим образом не заверены.
Довод жалобы о том, что в заключенном муниципальными образованиями соглашении отсутствуют иные обязательные требования закона: основания и порядок прекращения соглашений; ответственность сторон и т.д., не соответствует содержанию данного документа (ст.5, 6, 8 Соглашения с учетом последующих изменений).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены решения судьи и возвращения дела на новое рассмотрение являются существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что в силу ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а правонарушение обнаружено 10 мая 2012 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ не истек, дело подлежит направлению судье на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Решение судьи Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении ... сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район РБ Галиной Ф.А. отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора - главного государственного санитарного врача в городах Кумертау, Мелеуз, Кугарчинском, Куюргазинском, Мелеузовском, Федоровском районах по Республике Башкортостан Ибатуллина Р.А. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф. Кайгулова
Справка судья Ширшова Р.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.