Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Сафина Ф.Ф.,
Ткачевой А.А.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Хусаиновой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Царева В.Н., апелляционному представлению помощника прокурора Ленинского района города Уфы РБ Юлдашева Р.Р. на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г.Уфы в интересах Царева В.Н. к ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ" о признании бездействия незаконным отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Уфы в интересах Царева В.Н. обратился в суд к ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ" о признании незаконным бездействия по соблюдению законодательства о лекарственном обеспечении в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ", выразившееся в отказе в обеспечении Царева В.Н. сахаропонижающими препаратами необходимых для лечения.
В обоснование иска, прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой было установлено, что Царев В.Н., ... года, состоит на учете в поликлинике госпиталя МСЧ МВД по РБ с ... года с диагнозом сахарный диабет ... группы с тяжелым течением. Царев В.Н. обращался в ГУЗ МСЧ МВД по РБ на прием к врачу-эндокринологу ... года и ... года. Медицинское обслуживание и санаторно-курортного лечения Царева В.Н. обеспечивается учреждениями системы МВД России. С ... года Цареву В.Н. сахаропонижающие препараты МСЧ МВД по РБ не выдавались.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона РФ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона РФ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включена, в том числе социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Перечень лекарственных препаратов, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии со ст. 52 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 20 "Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России", утвержденного приказом МВД от 08.11.2006 N 895, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи, а также из федеральных органов налоговой полиции. При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются следующие категории указанных лиц: сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
В соответствии с п. 21 Положения, бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении в медицинских учреждениях системы МВД России лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с действующим законодательством в медицинских учреждениях системы МВД России, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, выделяемых МВД России на вышеуказанные цели.
Пунктом 21 Положения установлены лица, которые обеспечиваются лекарствами и другим медицинским имуществом при амбулаторном лечении по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России, аптечными или медицинскими учреждениями системы МВД России. В том числе согласно п.7.1 вышеприведенного положения сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более.
Врачи в медицинских учреждениях системы МВД России при назначении лекарственных средств и медицинских изделий, отпускаемых бесплатно, руководствуются утверждаемым в установленном порядке перечнем лекарственных средств при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 911 от 31.12.2004 года утверждены "Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ". Согласно п.1 названных Правил медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дол Российской Федерации (МВД России) на предусмотренные настоящими Правилами цели, оказывается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации уволенным со службы с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, лицам обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России, - бесплатно.
Лекарственные средства и другое медицинское имущество отпускаются сотрудникам, а также сотрудникам, уволенным со службы, при амбулаторном лечении аптечными или медицинскими учреждениями системы МВД России бесплатно по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России.
По мнению прокурора, в нарушение установленных норм сотрудниками ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ" допускаются нарушения законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих сахарным диабетом, что приводит к лишению указанных граждан на получение государственной социальной помощи.
Прокуратурой Ленинского района г.Уфы по указанному факту ... года внесено представление об устранении нарушений законодательства о лекарственном обеспечении, которое ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ" рассмотрено, конкретных мер по устранению нарушений не принято, несмотря на требование прокурора устранить нарушения действующего законодательства.
Прокурор считает, что нарушены права Царева В.Н. на обязательное лекарственное обеспечение сахаропонижающими препаратами необходимыми для поддержания жизнедеятельности заявителя. Царев В.Н. на учете у эндокринолога состоит в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ", лекарствами обеспечивался там же. По месту жительства в МУ "Городская поликлиника N ... " Царев В.Н. не зарегистрирован, личная карточка больного не заведена.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Царева В.Н. и апелляционном представлении помощника прокурора Ленинского района города Уфы РБ Юлдашева Р.Р. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав Царева В.Н., представители ФКУЗ "Медико-санитарная часть по РБ" по доверенностям Фазлыева М.М., Усатова Б.В., прокурора Муратову Е.М., судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания бездействия ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по РБ выразившееся в отказе в обеспечении сахаропонижающими препаратами и обеспечении Царева В.Н. необходимыми для лечения Царева В.Н., состоящего на учете и отказе в медицинском обслуживании, не имеется.
Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным в силу следующего.
Заболевание "Сахарный диабет" относится к Перечню социально значимых заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Статьей 43 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оказание медицинской помощи и обеспечение диспансерного наблюдения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, предусмотрено в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 и от 18.02.2008 года N 95, Приказы Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 года N НО, от 01.06.2007 года N 387 и др.) больные сахарным диабетом, граждане Российской Федерации, обеспечиваются сахароснижающими препаратами в рамках Федеральной целевой программы "Сахарный диабет" Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (основной исполнитель) через свои подразделения по субъектам Федерации. При этом, сахарный диабет является одной из 7 нозологических форм заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, лекарственное обеспечение которых производится в рамках федеральной целевой программы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан бесплатно через Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
В Республике Башкортостан порядок обеспечения препаратами для лечения сахарного диабета, включенными в "Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, отпускаемых гражданам при амбулаторном лечении бесплатно", с 1 января 2012 года установлен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 540 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи". В соответствии с п. 2.1 указанного Постановления "За предоставлением необходимых лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения по месту жительства (постоянной регистрации), оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь. Также, в соответствии с п.п. 2.3 и 2.6 перечень врачей (фельдшеров), имеющих право выписки рецептов на лекарственные препараты и перечень лечебно-профилактических учреждений, участвующих в данной программе, утверждается Министерством здравоохранения Республики Башкортостан.
Выделение финансовых средств на обеспечение целевых федеральных и республиканских программ по бесплатному лекарственному обеспечению социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, для медицинских организаций системы МВД России не предусмотрено. Расчетная сводная потребность на ... года только в сахароснижающих препаратах на бесплатное обеспечение больных сахарным диабетом, которые имеют право на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях системы МВД России и проживают в Республике Башкортостан (всего ... человек) составляет ... млн. рублей.
По ранее существовавшему порядку, сахароснижающие препараты и инсулины больным сахарным диабетом, жителям города Уфы. не относящимся к категориям федеральных льготников, в соответствии с разнарядкой, утвержденной Управлением здравоохранения ГО г.Уфа Республики Башкортостан из централизованно закупаемых медикаментов передавались в эндокринологические кабинеты городских поликлиник.
Обеспечение сахароснижающими препаратами пенсионеров МВД из числа жителей г.Уфа, которые имеют право одновременно обслуживаться в городских поликлиниках по месту жительства и в медицинских организациях системы МВД и посчитавших обслуживаться только в поликлинике МВД также проводилось в рамках городской целевой подпрограммы "Сахарный диабет" через эндокринологический кабинет поликлиники госпиталя МСЧ МВД по РБ (в ... года - ... млн. рублей, в ... года - ... млн. рублей), что следует из справки ответчика N ... от ... года.
С ... года в соответствии с федеральным законодательством полномочия в части организации оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ от органов местного самоуправления перешли к органам государственной власти субъектов РФ. При этом, Управление здравоохранения ГО г.Уфа было ликвидировано и взамен создано Управление Министерства здравоохранения по г.Уфа.
Соответственно, изменился порядок исполнения деятельности ряда городских программ, в том числе и по обеспечению больных сахарным диабетом лекарственными препаратами, которые в соответствии с вновь принятыми нормативными актами теперь осуществляется только через поликлиники по месту жительства.
Пенсионерам МВД, больным сахарным диабетом, состоящим на учете у эндокринолога поликлиники госпиталя МСЧ МВД России по РБ было рекомендовано дополнительно встать на учет в кабинеты эндокринолога поликлиник по месту жительства из-за прекращения централизованного выделения сахароснижающих препаратов в МСЧ МВД России по РБ для их беспрепятственного получения по месту жительства. Такое уведомление ответчиком было направлено Цареву В.Н. Как следует из медицинской карты МСЧ по РБ Царева В.Н. указанными препаратами ответчиком он был обеспечен ... года до ... года.
В соответствии с разделом IV "Порядок организации обеспечения лекарственными средствами и другим медицинским имуществом в медицинских учреждениях системы МВД России" приказа МВД России от 8 ноября 2006 года N 895 "Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России" п. 20 "Бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении в медицинских учреждениях системы МВД России лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с действующим законодательством в медицинских учреждениях системы МВД России, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, выделяемых МВД России на вышеуказанные цели". Лимиты, выделяемые на бесплатное лекарственное обеспечение в МСЧ МВД по РБ сотрудников и пенсионеров МВД, составляет всего ... рублей в квартал. При этом, дублирование финансирования для реализации федеральных целевых программ другим министерствам и ведомствам, не включенным в список по реализации указанных программ, не предусмотрено.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом приведенных норм материального права суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в связи с изменением законодательства в сфере медицинского обслуживания, пациенты не лишаются своего права на бесплатное льготное обеспечение сахароснижающими препаратами по Федеральной целевой программе "Сахарный диабет", а просто меняется место получения данных препаратов - не через эндокринологический кабинет поликлиники госпиталя МСЧ МВД России по Республике Башкортостан, а через пункты отпуска аптечных организаций, определенных Минздравом Республики Башкортостан. При этом, все больные сахарным диабетом продолжают оставаться на учете у врача-эндокринолога поликлиники госпиталя МСЧ МВД России по РБ, о чем свидетельствует медицинская карточка Царева В.Н. по обслуживанию его в ... года.
В целях защиты интересов пациентов - пенсионеров МВД, являющихся жителями г.Уфа, руководством МСЧ МВД России по РБ были неоднократно направлялись письма в Управление здравоохранения г.Уфы и в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан о сохранении прежнего порядка обеспечения сахароснижающими препаратами -письмо N ... от ... года.
МУ Поликлиника N ... Ленинского района г.Уфы в письме N ... от ... года сообщает о готовности обеспечения Царева В.Н. в обеспечении указанными препаратами при условии его явки к эндокринологу. Царев В.Н. от явки и постановки на учет для получения лекарственных средств в поликлинику N ... по месту жительства отказывается и следовательно необходимые лекарства не получает.
В соответствии с письмом Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан К.Толкачева от 25.10.2011 года N 390-ГС руководством Медико-санитарной части МВД России по Республике Башкортостан в порядке права законодательной инициативы в период весенней сессии 2012 года был внесен проект дополнения в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 мая 2010 года N 187 (примечание: указанное Постановление Правительства действовало до 1 января 2012 года, с указанного времени - действует Постановление Правительства от 30 декабря 2011 года N 540) в части возможности соучастия ведомственных лечебно-профилактических учреждений, в частности медицинских организаций системы МВД России, в реализации Федеральной программы по обеспечению больных сахарным диабетом сахароснижающими препаратами.
О целесообразности внесения подобных изменений и в нормативные правовые акты Российской Федерации в части включения медицинских организаций системы МВД России в Перечень лечебно-профилактических учреждений, участвующих в реализации Федеральной программы по лекарственному обеспечению больных социально-значимыми заболеваниями (сахарный диабет) направлено письмо в Департамент МВД РФ.
Таким образом, бездействие ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД по Республики Башкортостан" по обеспечению Царева В.Н. сахаропонижающими препаратами и оказанию медицинского обслуживания отсутствует, а наоборот материалы дела свидетельствуют о том, что ответчиком на уровне исполнительной и законодательной власти Республики Башкортостан предпринимаются меры по возвращению прежнего порядка обеспечения пенсионеров МВД лекарственными средствами через МСЧ МВД по РБ.
Доводы апелляционного представления о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, со ссылкой на то, что Царев В.Н. в какой-либо поликлинике г. Уфы, кроме поликлиники МСЧ МВД по РБ не состоит, соответственно может получать сахароснижающие препараты только в МСЧ МВД по Республике Башкортостан не могут быть приняты во внимание, как не обоснованные, поскольку несмотря на готовность МУ Поликлиника N ... обеспечения Царева В.Н. указанными препаратами при условии его явки к эндокринологу, последний от явки и постановки на учет для получения лекарственных средств в поликлинику N ... по месту жительства отказывается.
Доводы апелляционной жалобы Царева В.Н. сводятся к неполноте составления протокола судебного заседания, и конкретных мотивов не согласия с вынесенным решением суда не содержит, поэтому не могут явиться основанием для отмены решения. Замечания Царева В.Н. на протокол, поданные Царевым В.Н. ... года, оставлены без рассмотрения в связи с подачей их с пропуском пятидневного срока.
Кроме того, судебная коллегия считает, что заявленные Царевым В.Н. замечания на протокол (л.д. ... ) не влияют на законность и обоснованность принятого решения.
Ссылка в жалобе на то, что денежные средства, предназначенные для приобретения лекарств, ответчиком используются не по назначению, ничем не подтверждается, а потому не может быть принята во внимание.
Исследованным в суде первой инстанции доказательствам дана соответствующая правовая оценка. Вместе с тем, самим истцом доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями не представлено, в связи с чем, оснований полагать, что ему созданы препятствия для осуществления прав и свобод у суда не имелось.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены его в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Царева В.Н. и апелляционное представление помощника прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан Юлдашева Р.Р., без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Ф.Ф. Сафин
А.А. Ткачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.