Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Таратановой Л.Л.
судей Арманшиной Э.Ю.
Кривцовой О.Ю.
при секретаре Абдуллиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан - ФИО14 на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2012 года, которым постановлено:
Признать решение Управления Федеральной Миграционной Службы России по Республике Башкортостан от ... года N ... об аннулировании и отказе в продлении вида на жительство иностранного гражданина гражданину ... Тивари Джитендеру, ... года года рождения и его несовершеннолетнему сыну Тивари Сидханту, ... года года рождения незаконным.
Обязать Управление Федеральной Миграционной Службы России по Республике Башкортостан продлить вид на жительство иностранного гражданина гражданину ... Тивари Джитендеру, ... года года рождения и его несовершеннолетнему сыну Тивари Сидханту, ... года года рождения.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джитендер Тивари обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение N ... от ... года Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан, обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан продлить срок действия вида на жительство серии ... N ...
Требования мотивированы тем, что Джитендер Тивари, ... года г.р., являясь гражданином ... , проживает на территории Российской Федерации ... года.
... года УФМС по Республике Башкортостан заявителю был выдан вид на жительство иностранного гражданина серии ... N ... сроком действия до ... года. При обращение в УФМС по РБ с заявлением о продлении срока действия вида на жительство, заявителем было получено уведомление N ... от ... года, в котором сообщено, что решением УФМС России по РБ от ... года N ... ранее выданный вид на жительство аннулирован и отказано в продлении срока действия вида на жительство. Само решение УФМС России по РБ от ... года N ... не выдано, при устном обращении был получен отказ в выдаче.
Заявитель считает решение УФМС России по РБ незаконным и подлежащим отмене, поскольку основания для отказа в продлении либо аннулировании вида на жительство, предусмотренные ст. 9 ФЗ от ... года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан к Российской Федерации", отсутствуют.
Суд вынес приведенное выше решение.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан - ФИО15 апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что действия Тивари Джитендер были квалифицированы как сокрытие фактов привлечения его к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Доводы Тивари Джитендер о том, что при подаче им заявления о продлении срока вида на жительство, заведомо ложных сведений о себе он не сообщал, не соответствуют действительности. Тивари Джитендер не только не соблюдался установленный порядок режима пребывания (проживания) в РФ, но и при подаче им заявления о продлении срока вида на жительство, этот факт им сокрыт от федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Тивари Джитендер не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя УФМС России по РБ ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, Джитендер Тивари и его представителя ФИО7, полагавших решение суда правильным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в РФ и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой стороны, возникающие в связи с проживанием иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 2, 8 указанного Закона документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство, который выдается иностранному гражданину на пять лет, по окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет; количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 20 "Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года N 794, заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
Приказом ФМС РФ от 29 февраля 2008 года N 41 утвержден "Административный регламент по предоставлению федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации", который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений.
В соответствии с пунктами 106 - 107 Административного регламента основанием для начала административной процедуры "продление срока действия вида на жительство" является обращение иностранного гражданина с заявлением о продлении срока действия вида на жительство (приложение N 11 к Административному регламенту), которое подается в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок подачи заявления может быть продлен руководителем территориального органа ФМС России, но не более чем на оставшийся срок действия вида на жительство, при условии подтвержденной уважительной причины нарушения установленного срока.
Так, согласно пункту 108 Административного регламента решение о продлении вида на жительство либо об отказе в его продлении принимается по результатам рассмотрения заявления и оформляется в виде решения на бланке заявления по установленной форме (приложение N 11). В соответствии с блок-схемой последовательности осуществления административных процедур (приложение N 15) решение принимается по результатам проверки наличия оснований аннулирования вида на жительство, поступившей из органов безопасности, службы судебных приставов, налоговых органов, органов социального обеспечения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов. Проверка проводится после того как заявление принято к рассмотрению, о чем заявителю выдается справка установленной формы (приложение N 3), при условии подачи заявления не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока действия вида на жительство.
Материалами дела установлено, что Тивари Джитендер родился ... года в ... , является гражданином ... , имеет паспорт гражданина ... N ... выданный ... года посольством ... в ... , сроком действия до ... года. Решением УФМС России по Республике Башкортостан от ... года выдано разрешение на временное проживание N ... , сроком действия до ... года. ... года Тивари Джитендер и его несовершеннолетнему сыну Тивари Сидхант решением УФМС России по Республике Башкортостан выдан вид на жительство иностранного гражданина ... N ... , сроком действия до ... года.
Тивари Джитендер и Тивари Сидхант с ... года зарегистрированы по адресу: ... , сроком до ... года.
... года Тивари Джитендер обратился в УФМС РФ по РБ с заявлением о продлении вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации. Одновременно Тивари Джитендер ходатайствует о продлении вида на жительство иностранного гражданина своему несовершеннолетнему сыну Тивари Сидханту.
Решением УФМС России по РБ от ... года N ... , оформленным в виде заключения, аннулировано и отказано в продлении вида на жительство иностранного гражданина гражданину ... Тивари Джитендеру, ... года г.рождения, и его несовершеннолетнему сыну Тивари Сидханту, ... года г.рождения, руководствуясь подпунктами 4, 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Принимая решение об удовлетворении требований Джитендер Тивари, суд первой инстанции исходил из того, что выводы, содержащиеся в решении УФМС России по РБ о не подтверждении заявителем возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, сделан без учета всех имеющихся данных о доходе заявителя, и в ходе судебного разбирательства заявителем представлены доказательства о достаточности размера его дохода, необходимого для продления вида на жительство, а также, что не указание заявителем наличия факта привлечения к административной ответственности 23 октября 2010 года ввиду малозначительности не может являться основанием для отказа в продлении вида на жительство. При этом судом было учтено, что отказ в продлении вида на жительство повлечет необходимость выезда заявителя и его сына за территорию Российской Федерации, что негативно отразится на обучении ребенка.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, так как он основан на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Подпунктом 4 пункта 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Поскольку законодатель не указал в подпункте 4 пункте 1 статьи 9 Закона, недостоверность каких именно сведений (биографических данных, данных о правовом и социальном статусе, других) является основанием для отказа в выдаче вида на жительство или его аннулирования, то формальным поводом для принятия отрицательного решения по заявлению иностранного гражданина или решения об аннулировании вида на жительство может стать в том числе недостоверность сведений о привлечении или не привлечении к административной ответственности иностранного гражданина.
В связи с чем, доводы УФМС России по РБ об императивном установлении обязанности гражданина указать достоверные сведения, и в частности сведения о привлечении гражданина к административной ответственности основаны на нормах действующего законодательства. Однако они приведены без учета положений Закона о том, что обязательным признаком рассматриваемого юридического факта является намеренное искажение иностранным гражданином данных о себе.
Термин "заведомо", использованный в подпункте 4 пункте 1 статьи 9 Закона для уточнения характеристики ложных сведений, означает, что сообщающий эти сведения иностранный гражданин осведомлен об их ложности. Поэтому в каждом случае выявления расхождений между сообщенными иностранным гражданином сведениями и действительными обстоятельствами (фактами) должно быть установлено, имело ли место сознательное искажение или утаивание иностранным гражданином истинной информации или несоответствие данных объясняется допущенной иностранным гражданином ошибкой, неверным пониманием им содержания вопроса и т.д. (тем более, что Закон не требует от иностранного гражданина обязательного знания русского языка).
При принятии решения об аннулировании вида на жительство и об отказе в продлении вида на жительство Джитендер Тивари и его несовершеннолетнему сыну Тивари Сидханту, у УФМС России по РБ не было оснований полагать, что заявитель сознательно утаил сведения о привлечении его к административной ответственности, поскольку как он указывал и подтверждается материалами дела, на момент его обращения с вышеуказанным заявлением он обоснованно полагал о том, что он не считается привлеченным к административной ответственности.
Как следует из учетной карточки иностранного гражданина, привлеченного к административной ответственности или выдворенного из Российской Федерации, Джитендер Тивари 23 марта 2010 года в г. Уфе РБ был привлечен к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ (проживание без регистрации) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... руб., штраф оплачен.
На основании ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, поскольку Джитендер Тивари был привлечен к административной ответственности ... года и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа им исполнено, то на день подачи заявления - ... года о продлении вида на жительство, он считается не привлекавшимся к административной ответственности.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется и в случае, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случаев, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.
Как следует из названного Федерального закона, его положения не препятствуют получению иностранным гражданином вида на жительство в том случае, если им представлены доказательства того, что он содержит себя в пределах прожиточного минимума, в том числе за счет помощи родственников или иной помощи, за исключением государственной.
Такие доказательства заявителем суду были представлены.
Так, согласно трудовому договору от 15 января 2009 года, заключенному на срок с 15 января 2009 года по 14 января 2014 года Джитендер Тивари принят на работу в ... на должность ... и ему установлена заработная плата в размере ... руб. в месяц.
Пунктом 7 вышеназванного договора работодатель также обязался предоставлять работнику Джитендер Тивари дополнительные выплаты в виде: для осуществления служебных полномочий предоставить работнику в пользование транспортное средство. Расходы по содержанию транспортного средства несет работодатель; предоставить для проживания работника и его несовершеннолетнего ребенка жилое помещение; бесплатное предоставление лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, очковую оптику и ортопедические изделия; бесплатное предоставление организации питания на территории работодателя; нести расходы на содержание и обучение несовершеннолетнего ребенка Тивари Сидханта, обучающегося в гимназии N ...
В соответствии с положениями Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" расчет среднемесячного дохода иностранного гражданина (среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина) производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Для расчета среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи гражданина должны учитываться доходы (за исключением выплат единовременного характера), полученные в денежной и натуральной форме: все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, осуществляемые работодателями и т.д. (п. 6 Правил определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2007 года N 91).
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации при разработке и реализации Прожиточного минимума в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Таким образом, обоснованием минимального размера оплаты труда является стоимость потребительской корзины.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в состав потребительской корзины включаются: продукты питания, непродовольственные товары (включающие в том числе школьно письменные товары), услуги (включающие в том числе жилье, услуги ЖКХ, транспортные расходы) (также ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 5 июня 2001 года N 219-з "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан").
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 145 от 16 мая 2012 года "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в РБ" в среднем за месяц 1 квартала 2012 года величина прожиточного минимума в Республике Башкортостан установлена в расчете на душу населения - 5485 руб., для трудоспособного населения - 5857 руб., детей - 5391 руб.; за месяц II квартала 2012 года в расчете на душу населения 5558 руб., для трудоспособного населения - 5940 руб., пенсионеров - 4526 руб., детей - 5454 руб. (Постановление Правительства РБ от 27 июля 2012 года N 256).
При этом в стоимости потребительской корзины доля еды составляет 41,4%, непродовольственных товаров - 16,4%, услуг - 42,2% (данные интернет сайта http://moment istini.ru/news/newsrus/1023.html).
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, большая часть расходов, а именно: расходы на питание самого Джитендер Тивари, расходы на содержание его сына и его обучение, школьное питание, предоставление и оплата жилья, предоставление транспорта заявителю для служебных полномочий несет работодатель согласно условиям заключенного трудового договора. Доказательств, свидетельствующих о невыполнении работодателем условий трудового договора не представлено.
При таких обстоятельствах из состава минимального дохода, который должен быть подтвержден заявителем и который, на момент вынесения УФМС России по РБ оспариваемого решения, был установлен для трудоспособного населения - 5857 руб., для детей - 5391 руб., возможно исключить как минимум 50%, включая долю еды заявителя и его сына, услуги по обеспечению жильем и оплату услуг ЖКХ, расходы заявителя на обучение и содержание его сына.
Также судом первой инстанции при принятии решения обоснованно принято внимание, что в настоящее время доход Джитендер Тивари значительно увеличился, согласно Фомы 2 НДФЛ его среднемесячный доход за 5 месяцев 2012 года составляет ... руб., что с учетом величины прожиточного минимума в Республике Башкортостан за месяц II квартала 2012 года, а также дополнительных гарантий, предоставленных заявителю его работодателем, свидетельствует о том, что Джитендер Тивари содержит себя и члена своего семьи - сына в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденцию. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, аннулирование вида на жительство в Российской Федерации Тивари Джитендеру и его несовершеннолетнему сыну Тивари Сидханту и отказ в продлении вида на жительство в Российской Федерации, должен был быть мотивирован УФМС России по РБ крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности.
Данной мотивации решение УФМС России по РБ не содержит, на указанные выше обстоятельства при подаче апелляционной жалобы УФМС России по РБ не ссылалось и доказательств не приводило.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правовой цели (Постановления от 26 марта 1992 года по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов" и др.).
Поскольку аннулирование вида на жительство и отказ в его продлении влечет обязанность Тивари Джитендера и его несовершеннолетнего сына Тивари Сидханту добровольно покинуть Россию, то такие меры могли быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного правонарушения, то есть степени его общественной опасности.
Оценив представленные доказательства, с учетом характера допущенных заявителем нарушений при обращении в УФМС России по РБ с просьбой о продлении вида на жительство, с учетом личности заявителя и его несовершеннолетнего сына, суд правильно признал оспариваемое решение незаконным, нарушающим права и свободы заявителя и его сына.
Доводы апелляционной жалобы УФМС России по РБ не опровергают сделанные судом выводы, и не могут являться основанием к отмене судебного акта. Судебное постановление соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, неправильного применения норм материального права или толкования его судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Таратанова
Судьи Э.Ю. Арманшина
О.Ю. Кривцова
Справка: судья Шакиров А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.