Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей: Кривцовой О.Ю.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре Фатхутдиновой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бобылева П.А. на решение Межгорьевского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
в иске Бобылеву Петру Александровичу к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Межгорье о признании права на досрочную пенсию - включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, ... года по ... года и исчислении пенсии с учётом повышенного соотношения заработков в размере 1,7-отказать.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобылев П.А. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Межгорье о признании права на досрочную пенсию и исчислении пенсии с учётом повышенного соотношения заработков в размере 1,7 мотивируя тем, что в периоды с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, ... года по ... года работал на предприятиях Управления строительства N ... г. Межгорье, который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, однако ему было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР N 487-152 от 19.06.1978 г. и Указом Президента РФ N 687 от 08.07.1995 г. на истца распространялись льготы, предусмотренные за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе льготы по пенсионному обеспечению.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Бобылев П.А. ставит вопрос об отмене данного решения со ссылкой на то, что в Перечне местностей приравненных к районам Крайнего севера г. Межгорье в связи со строительством спецобъектов; судом не рассмотрено требование об исчислении пенсии с учетом повышенного соотношения заработков в размере 1,7; судом не истребованы, по ходатайству истца, гражданские дела с аналогичными требованиями, по которым удовлетворены исковые требования; дело рассмотрено незаконным составом суда.
Выслушав Бобылева П.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Правительством РФ определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
В соответствии со ст. 7 ФЗ N173 ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Сохранение права на досрочное назначение пенсии отдельным категориям граждан установлено ст. ст. 27 и 28 данного закона, в частности, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, ... мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а п.п. 6 ч. 1 ст. 28 предусматривает возможность назначения пенсии по старости мужчинам - по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч. 2 ст. 28 при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 этой же статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к таким районам, утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, г. Белорецк-15 и г. Белорецк-16, также как и ЗАТО Межгорье не предусмотрены, поэтому нормы пенсионного законодательства - в частности, нормы, регламентирующие досрочное назначение пенсии в отношении граждан, проживающих и работающих на предприятиях, расположенных в ЗАТО Межгорье, применяться не могут.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что истец действительно работал с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года, с ... года по ... года на предприятиях ФГУП "Управление строительства N ... ".
Решением ответчика от ... года отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В отношении лиц, проживающих на территории и работающих на предприятиях ЗАТО Межгорье, действуют специальные нормы, а именно: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978г. N 487-152, которым установлено, что на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецк-15, г. Белорецк-16 (ныне - ЗАТО Межгорье), выполняющих госзаказ, независимо от ведомственной принадлежности распространяются условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08.07.1974г. N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", т.е. районный коэффициент к заработной плате и льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В период действия указанных правовых актов условия назначения и выплаты государственных пенсий регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", а именно: п.п. 16 и 91, согласно которым на льготных условиях имели право на пенсию по старости ... рабочие и служащие, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижению 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
Суд, верно пришел к выводу о том, что Указ Президента РФ от 08.07.1995г. N 687 "О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в ЗАТО Межгорье", на который истец ссылается, как на одно из оснований своих требований, также не расширил перечень льгот для лиц, проживающих и работающих на предприятиях ЗАТО Межгорье, а лишь сохранил те льготы, которые были установлены указанными выше нормативными правовыми актами.
Доводы жалобы об отсутствии в Перечне местностей приравненных к районам Крайнего севера г. Межгорье в связи со строительством спецобъектов являются несостоятельными, поскольку указанный Перечень исчерпывающий и произвольному толкованию не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец работал в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, что подтверждается трудовой книжкой, не свидетельствует о возникновении права на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. 2 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2,6 и 13 п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона (то есть пенсий, назначаемых в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) применяется соответствующий перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ... года
Такой перечень утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (далее - Перечень РКС и МКС). Действующий Перечень РКС и МКС подлежит применению и при определении права на перерасчет базовой части трудовых пенсий в соответствии с внесенными в этот Федеральный закон изменениями. В действующем Перечне РКС и МКС территория ЗАТО г. Межгорье не поименована.
Тот факт, что территория названного ЗАТО географически не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, истцом не оспаривается, является общеизвестным, в соответствии с требованиями статьи 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.
Довод жалобы о том, что судом не рассмотрено требование истца об исчислении пенсии с учетом повышенного соотношения заработков в размере 1,7 не состоятелен, поскольку ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990г N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", действовавшим до 01.01.2002г. было предусмотрено, что минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего районного коэффициента на период их проживания в указанных местностях. При этом если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, утверждаемый централизованно для данного района. Указанное положение подтверждено разъяснением Минтруда России "О порядке применения ст. 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" и ст. 30,31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденного постановлением Минтруда России от 01.06.99г N11 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 25.06.1999г N1815). Данное разъяснение, сохраняет действие, несмотря на то, что ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" утратила силу, однако, по сути эти положения воспроизведены в разъяснении N3, утвержденным постановлением Минтруда России от 22.04.2003г N22 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003г N 4801).
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.78г N 487-152, Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995г N 687 на территории г. Межгорье для всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства объекта, независимо от их ведомственной подчиненности, установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1.7.
Для работников учреждений, организаций внебюджетного сектора экономики, на которых не распространяется действие ЦК ЦПСС и Совета Министров СССР от 19.06.78г N 478-152, т.е., на тех, кто не занят на строительстве объекта и обслуживании в районе строительства объекта, применяется районный коэффициент в размере 1.15, установленный постановлением Госкоструда СССР и Секретариата ЗЦСПС от 02.07.87г N403/20-155 на территории Башкирской АССР (ныне Республика Башкортостан).
Районный коэффициент (в данном случае 1.7) фактически начисленный к заработной плате на основании нормативного акта учитывается при определении среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) (ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Что же касается повышенного соотношения заработков, предусмотренного п.2 ст.30 названного Федерального закона (ЗР/ЗП -1.4, 1.7, 1.9) для определения расчетного размера пенсий (РП), то он определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).
Порядок определения размера районного коэффициента после ... года при оценки пенсионных прав граждан, работающих на строительстве и обслуживании в районе строительства объекта ЗАТО г. Межгорье, следует устанавливать в соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г N173-Ф3. Согласно данному пункту право на исчисление пенсии с применением повышенного отношения заработков для этих лиц может быть предоставлено при достижении мужчинами возраста 55 лет и женщинами -50 лет, если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, то есть районах и местностях, включенных в Перечень, и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Повышенное соотношение заработков для лиц, проживающих за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливается только при одновременном наличии всех вышеперечисленных условий.
Если у гражданина отсутствует необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или приравненных к ним местностях не менее 20 календарных лет, то рассчитать ему пенсию с учетом повышенного соотношения заработков в пределах 1.7 не предоставляется возможным. Факт проживания в г.Межгорье по состоянию на 1 января 2002г. и факт работы на строительстве и обслуживании в районе строительства объекта не являются основанием для применения районного коэффициента, учитывая, что данная территория не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и порядок применения районного коэффициента, как нормы установленной в более поздние сроки, не являются предметом регулирования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.78г N487-152 и Указа Президента Российской Федерации от 08.07.95г N687.
В этой связи основания для определения расчетного размера пенсии истца по нормам Закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 с учетом повышенного отношения заработков 1,7 отсутствуют.
Довод жалобы о том, что судом не истребованы, по ходатайству истца, гражданские дела с аналогичными требованиями, по которым удовлетворены исковые требования, не может быть принят во внимание, поскольку не имеют отношения к рассмотрению данного спора.
Довод жалобы о том, что при ознакомлении истца с гражданским делом ... года в суде первой инстанции материалы дела не были подшиты, пронумерованы, отсутствовала опись документов подшитых к делу, а также листы дела N ... о которых не известно истцу, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку истец ... года до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ознакомлен с материалами дела, произвел фотосъемку, ходатайств относительно материалов дела не заявил.
Довод жалобы о рассмотрении дела незаконным составом, т.к. иск принят к производству и предварительное слушание по делу проведено судьей ФИО1, а решение принято и подписано судьей ФИО2, несостоятелен, поскольку дело рассмотрено Межгорьевским городским судом Республики Башкортостан в соответствии с подсудностью, отвод судье не заявлялся.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела апелляционной инстанцией, все они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, этим доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Нарушений норм материального или процессуального права судебная коллегия не усматривает. Оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Межгорьевского городского суда Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобылева П.А. без удовлетворения.
Председательствующий: Нурмухаметова Р.Р.
Судьи: Кривцова О.Ю.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.