Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
судей: Сафина Ф.Ф.,
Милютина В.Н.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Гареевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, апелляционным жалобам представителей администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Труш Г.В. и Хасановой Г.Х. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Иск Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Российской Федерации в интересах Гариповой ... к Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить частично:
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить Гариповой ... по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м.
В удовлетворении исковых требованиях Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Гариповой ... к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы, действующий в интересах Гариповой ... , обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что, прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка по обращению Гариповой ... и по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что постановлением Главы администрации Советского района г. Уфа от ... года Гарипова ... определена в детский дом N ... Мать - Сабурова ... умела ... года, отец - Гарипов ... умер ... года.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы от ... года опекуном назначена Шайдуллина ...
Решением жилищной комиссии, утвержденным распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы N ... от ... года Гарипова ... принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время Гарипова работает в ... , постоянного жилья и регистрации не имеет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Апелляционное представление прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан было отозвано до начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Отзыв представления принят судебной коллегией как не противоречащий нормам ст. 326 ГПК РФ.
В апелляционных жалобах представители администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Труш Г.В. и Хасанова Г.Х. просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что представление жилья истцу не является обязанностью городского округа г. Уфа в связи с тем, что государственное полномочие по обеспечению жилой детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством) передано им позднее, чем возникло такое право Гариповой ... , и без необходимых для её осуществления материальных и финансовых средств, что противоречит ст. 132 Конституции РФ и ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Считают, что поскольку Гарипова ... не признана малоимущей, у неё не возникло право на внеочередное предоставление жилья. Полагают, что Администрация ГО г. Уфа не являются надлежащим ответчиком, считая таковым Правительство Республики Башкортостан, поскольку статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав Гарипову ... , заключение прокурора Крупновой А.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Исходя из положений абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из положений ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998г. N188-з дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с п.п. 6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в т.ч. относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 и.п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Гарипова ... , ... года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Она, как сирота после смерти родителей, с ... года состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди.
... года Гарипова ... окончила обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище N ...
В ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время жилое помещение Гариповой ... не представлено.
Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012 г.) к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд правильно пришел к выводу об обязании администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Гариповой ... жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории города Уфы Республики Башкортостан.
Довод жалоб о том, что Гарипова ... не имеет права на первоочередное представление жилого помещения, поскольку не признана малоимущей, является не состоятельным.
Основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, согласно вышеназванному Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является отсутствие закрепленного жилого помещения. Указанный специальный Закон свидетельствует об особой социальной защите, которую государство считает своим долгом предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Само по себе отсутствие закрепленного жилого помещения свидетельствует о наличии основания для его предоставления, и с учетом социального положения указанной категории лиц, принятие специального акта о признании его малоимущим, не требуется.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В решении суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Как было установлено выше, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации городского округа город Уфа, которая обязана обеспечить данную категорию лиц за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а имена из бюджета Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, возлагая на администрацию городского округа город Уфа обязанность по предоставлению жилья Гариповой ... , исходя из приведенных выше правовых норм, суду следовало указать и на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком. Поскольку данный вопрос в решении не был разрешен судом, что вызовет, как следует из содержания жалоб, затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, дополнив в его резолютивной части указанием на источник финансирования исполнения ответчиком государственного полномочия по предоставлению жилого помещения Гариповой ...
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года изменить, дополнить резолютивную часть решения в части возложения обязанности на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан по предоставлению жилого помещения Гариповой ... словами - за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Н.В. Козлова
Судьи Ф.Ф. Сафин
В.Н. Милютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.