Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи
Крыгиной Т.Ф.,
судей
Батыршиной Ю.А.,
Портянова А.Г.,
при секретаре
Тарасовой Н.Г.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Чапоргина А.Н. - ФИО1 на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чапоргина А.Н. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по РБ об изменении формулировки причины увольнения, взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему, дополнительной компенсации в размере среднего работка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чапоргин А.Н. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по РБ об изменении формулировки причины увольнения, взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
В обоснование иска указал на то, что ... года ... начальником межрайонной инспекции ФНС России N ... по РБ ему вручено предупреждение о предстоящем сокращении должности и возможном предстоящем увольнении.
В предупреждении было указано, что в случае его отказа от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей он будет уволен по истечении двух месяцев со дня ознакомления с данным предупреждением в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Он отказался от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с сокращением его должности главный специалист-эксперт отдела общего обеспечения Межрайонной инспекции ФНС N ... по РБ и им было принято решение о расторжении служебного контракта до истечения предусмотренного законодательством двухмесячного срока.
Он обратился с заявлением на имя начальника межрайонной ИФНС N ... по РБ о расторжении с ним служебного контракта в соответствии с п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" от 27 июля 2004 года N79-ФЗ с выплатой ему всех компенсаций, а именно компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему, дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Но в связи с тем, что он был введен в заблуждение полученным им предупреждением относительно того, что в случае расторжения служебного контракта до истечения двухмесячного срока основанием увольнения будет являться п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" им в заявлении о досрочном расторжение служебного контракта была сделана ссылка на п. 3 ч. 1 ст. 33 вышеуказанного федерального закона. Он считал, что служебный контракт с ним будет расторгнут с выплатой ему всех компенсации, предусмотренных при увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
В этой связи просит суд изменить формулировку основания и причины расторжения служебного контракта с пункта 3 части 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" на пункт 6 части 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Взыскать с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по Республике Башкортостан в пользу Чапоргина А.Н. денежную сумму в размере ... руб. ... коп. в качестве компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему. Кроме того, просил дополнительно взыскать денежную сумму в размере ... руб. ... коп. в качестве дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель Чапоргина А.Н. - ФИО4 в апелляционной жалобе просил его отменить, указывая на то, что оно незаконно и необоснованно.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы
N ... по РБ ФИО5, полагавшего, что решение суда законно и обоснованно, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В соответствии с ч.5 ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Часть 7 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указывает на то, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно ч.8 вышеуказанного закона представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
В соответствии с ч.9 ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Чапоргин А.Н. проходил государственную службу в должности ... Межрайонной инспекции федеральной
налоговой службы N ... по Республике Башкортостан (Межрайонная ИФНС России N ... по РБ).
... года ... Чапоргин А.Н. был предупрежден о том, что его должность сокращается, и он предупреждается о предстоящем увольнении.
В названном предупреждении указывается на то, что служебный контракт до истечения двухмесячного срока может быть расторгнут по инициативе гражданского служащего по п.3 ч. 1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( по собственной инициативе, либо на основании п. ч.1 того же закона).
... года ... Чапоргин А.Н. обратился с заявлением к начальнику Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по Республике Башкортостан о расторжении служебного контракта. В заявлении он просил расторгнуть с ним служебный контракт по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", но при этом он указывал на то, что основанием для расторжения служебного контракта является то, что его должность сокращается, и он предупрежден в связи с этим о предстоящем увольнении.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований об изменении формулировки увольнения и взыскании денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительной компенсации пропорционально времени оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, исходил из того, что истец добровольно выразил волеизъявление о расторжении служебного контракта.
Однако, судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела. Из вышеприведенного заявления об увольнении очевидно, что Чапоргин А.Н. не выражал добровольного волеизъявления на расторжение служебного контракта по его инициативе, а заявление написал в связи с тем, что он подлежал увольнению. Следовательно, оснований для увольнения истца по п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по собственной инициативе не имелось.
При таком положении, основания увольнения истца ответчиком указаны в нарушение требований закона.
Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным в части, и поскольку судом неверно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене в части с вынесением нового решения в отмененной части.
Судебная коллегия находит, что служебный контракт, заключенный между сторонами подлежал расторжению не по инициативе гражданского служащего, а в связи с тем, что с изменением предельной численности работников подлежала сокращению должность, которую он занимал, в связи с чем служебный контракт с ним должен был быть расторгнут в связи с сокращением должности гражданской службы по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Часть 8 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предоставляет право нанимателю с письменного согласия гражданского служащего расторгнуть с ним служебный контракт
без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца.
Из смысла вышеуказанного закона очевидно, что инициатива расторжения служебного контракта в данном случае исходит не от гражданского служащего, а от нанимателя, и поэтому расторжение служебного контракта происходит по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности.
В связи с этим, исковые требования истца об изменении формулировки оснований увольнения подлежат удовлетворению, и соответственно в трудовую книжку истцу должна быть произведена запись о расторжении трудового контракта Чапоргина А.Н. по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности.
Поскольку требования истца об изменении оснований расторжения служебного контракта удовлетворены, то подлежат удовлетворению и требования о выплате ему денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, как это предусмотрено ч.9 ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решение суда в части отказа в требованиях о взыскании денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания следует отменить с вынесением решения об удовлетворении этих требований.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что основанием для увольнения Чапоргина А.Н. следует считать п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия, исходя из требований норм трудового законодательства находит, что истцу в соответствии с ч.9 ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подлежит выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие при этом не выплачивается.
Поскольку выходное пособие не выплачивается, то решение суда в части отказа в иске о выплате выходного пособия в виде дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, следует признать правильным, и оно не подлежит отмене в этой части. Компенсацию денежного содержания судебная коллегия находит необходимым взыскать в размере ... руб. ... коп.
При этом этот расчет четырехмесячного денежного содержания, представленный ответчиком, судебная коллегия признает правильным, поскольку указанный расчет произведен на основании Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года.
К расчету денежного содержания, представленному истцом, судебная коллегия относится критически, и он не может быть положен в основу принятого решения, поскольку в него включены одноразовые выплаты, которые не подлежат включению для определения размера денежного содержания. Так, например, не подлежат включению для определения размера денежного содержания гражданского служащего единовременные выплаты к отпуску или иные разовые выплаты.
Поскольку в соответствии с ч.9 ст.31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае увольнения гражданского служащего до истечения двухмесячного срока предупреждения, ему не выплачивается выходное пособие, поэтому решение суда об отказе в выплате истцу выходного пособия является обоснованным, и в этой части решение суда остается без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2012 года отменить в части отказа в иске Чапоргина А.Н. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по Республике Башкортостан об изменении формулировки причины увольнения, взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему. В этой части вынести новое решение:
Удовлетворить исковые требования Чапоргина А.Н. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по Республике Башкортостан об изменении формулировки причины увольнения.
Внести изменения в формулировку основания расторжения служебного контракта - расторгнуть служебный контракт, заключенный между Чапоргиным А.Н. и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по РБ по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N ... по РБ в пользу Чапоргина А.Н. денежную сумму в размере ... руб. ... коп. в качестве компенсации, предусмотренной ч.9 ст.31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
В остальной части решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий судья Т.Ф. Крыгина
Судьи Ю.А. Батршина
А.Г. Портянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.