Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе:
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.,
судей: Милютина В.Н.,
Сафина Ф.Ф.
с участием прокурора Ильясова Т.Х.,
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Никитина В.Г. на решение Федоровского районного суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Фёдоровского района РБ в интересах несовершеннолетнего П.Н.А. к Администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан о признании постановления главы Администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, удовлетворить.
Признать постановление главы Администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан N ... от ... года "О закреплении жилья за П.Н.А.", незаконным, как не соответствующее законодательству.
Обязать главу администрации Муниципального района Фёдоровский района Республики Башкортостан отменить постановление главы администрации Муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан N ... от ... года "О закреплении жилья за П.Н.А.".
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Федоровского района Республики Башкортостан обратился в Федоровский районный суд с исковым заявлением, обосновав его тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлении соответствия законодательству постановления главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан N ... от ... года "О закреплении жилья за П.Н.А.", установлено, что П.Н.А., ... года рождения, остался без попечения родителей. Его мать - П.Т.С. решением ... районного суда ... от ... года лишена родительских прав, отцовство не установлено.
П.Н.А. проживал и был зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: ...
Согласно материалам проверки, в ... года в данный жилой дом въехала семья Т.Н.П. и Т.В.А., последняя приходится для П.Н.А. родной бабушкой. В их собственности, либо в собственности родителей П.Н.А. указанный жилой дом не находился и не находится. Согласно объяснению Т.В.А. указанный жилой дом принадлежал дяде ее супруга Т.Н.П. Однако, каких- либо документов о правообладателе, не имеется.
Также проверкой установлено, что вышеуказанный жилой дом не находится в государственном или муниципальном жилищном фонде и следовательно, не мог быть передан по договору социального найма членам семьи П.Н.А. Между тем, в ходе проверки установлено, что за П.Н.А. в ... года, в период его нахождения в Отделении "Социальный приют для детей и подростков" ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения Федоровского района Республики Башкортостан, глава администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, своим постановлением N ... от ... года, закрепил за ним жилое помещение, расположенное по адресу: ... Считает, что данное постановление главы администрациям муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан является незаконным и препятствует реализации права П.Н.А. на постановку на учет на получение вне очереди жилой площади как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Просил признать постановление главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан N ... от ... года "О закреплении жилья за П.Н.А." незаконным, и подлежащим отмене, как несоответствующее законодательству.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Никитин В.Г. в апелляционной жалобе просит отменить его по мотивам незаконности и необоснованности, указывая на то, что закрепление жилого помещения за подростком где он проживал, не приводит к нарушению жилищного и гражданского законодательства, следовательно, постановление администрации муниципального района Федоровский район от ... года за N ... нельзя считать незаконным, а отмена данного постановления повлечет ущемлению жилищных прав подростка. Администрацией муниципального района были исполнены требования ст. 8 Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Представитель администрации муниципального района Федоровский района РБ, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. ... ). В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Ильясова Т.Х., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, на основании соответствующих заявлений, с которыми гражданин вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что постановлением главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан N ... от ... года за П.Н.А., ... года рождения, закреплено жилое помещение по адресу: ... (л.д. ... ).
Постановлением главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан N ... от ... года в вышеуказанное постановление N ... от ... года внесены изменения, слово ... заменено на слово ...
Как следует из ответа Отдела по Федоровскому и Стерлибашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о зарегистрированных правах на объект имущества по адресу: ... , отсутствует.
Согласно акту обследования материально-бытовых условий семьи от ... года по адресу: ... , нет возможности для проживания несовершеннолетнего П.Н.А.
Исходя из справки администрации сельского поселения ... муниципального района Федоровский район N ... от ... года, домовладение, расположенное по адресу: ... , было приобретено без права на недвижимое имущество и сделок с ним, мужем бабушки П.Н.А ... После смерти ... года ... Т.Н.П. право наследования на жилой дом оформлено не было.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что закрепление права пользования указанным жилым помещением за несовершеннолетним П.Н.А. лишает его права на получение в будущем жилого помещения в соответствии с законодательством.
Судебная коллегия с данным выводом суда не может согласиться на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (к примеру, обращение с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ или подача искового заявления).
В соответствии с ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Из существа заявленных прокурором требований усматривается, что им оспаривается законность части ненормативного правового акта - постановления главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан от ... года N ... "О закреплении жилья за П.Н.А.", которым закреплено право пользования жилой площадью по адресу: ... за несовершеннолетним П.Н.А., поскольку нарушаются его права на получение в будущем жилого помещения в соответствии с законодательством.
Как следует из заявления, по результатам рассмотрения которого постановлено обжалуемое судебное решение, требования о признании недействительным и отмене постановления главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан от ... года N ... "О закреплении жилья за П.Н.А.", прокурором Федоровского район Республики Башкортостан заявлены в исковом порядке, а не в порядке, регламентированном главой 25 ГПК РФ, в соответствии с требованиями данной главы ГПК РФ.
В то же время, из существа искового заявления усматривается наличие спора о праве несовершеннолетним П.Н.А. на обеспечение его жилым помещением в соответствии с законодательством, тогда как требования материального характера прокурором не заявлены, а потому данное заявление прокурора не может быть рассмотрено в порядке искового производства, предусмотренного ГПК РФ.
Наличие такого спора о праве при отсутствии требований материального характера влечет оставление заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, без рассмотрения.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что Конституционный Суд РФ в п.п. 2.1, 2.2 определения от 07.06.2011 N 746-О-О указал, что пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не может признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим требованиям ст. 195 ГПК РФ, поскольку оно постановлено с нарушением норм процессуального права.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение судом норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение подлежащим отмене и считает необходимым принять по делу новое решение, которым исковое заявление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, поданное в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего П.Н.А., оставить без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Федоровского районного суда Республики Башкортостан от ... года отменить, исковое заявление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан о признании постановления главы администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан от ... года N ... "О закреплении жилья за П.Н.А.", поданное им в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего П.Н.А., ... года рождения, оставить без рассмотрения.
Председательствующий: Ю.Ю. Троценко
Судьи: В.Н. Милютин
Ф.Ф. Сафин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.