Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе:
председательствующего судьи Мухаметовой Н.М.,
судей: Сафина Ф.Ф.,
Михляевой Г.А.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Набиеве Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Иск прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника удовлетворить.
Признать бесхозным скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в ... , с правой стороны автодороги ...
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного по адресу: ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, ... , с правой стороны автодороги ...
Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный по адресу: ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, ... , с правой стороны автодороги ... в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее ... метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной ... м и шириной не менее ... м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте ... м навес длиной ... м, шириной ... м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Бурзянского района Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ в ... расположен один скотомогильник, состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Скотомогильник расположен с правой стороны автодороги ... В нарушение п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, территория скотомогильника не огорожены глухим забором высотой не менее ... метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной ... метра и шириной не менее ... метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте ... метра, длиной ... метров и шириной ... метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на ... см с устройством отмостки.
Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.
Скотомогильник, находящиеся на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, фактически является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан по не постановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан просил суд признать бесхозным скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ в ... , с правой стороны автодороги ... Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного по адресу: ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, ... , с правой стороны автодороги ... Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный по адресу: ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, ... , с правой стороны автодороги ... в соответствии с требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее ... метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной ... м и шириной не менее ... м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте ... м навес длиной ... м, шириной ... м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель министра финансов Республики Башкортостан Истамгалина Л.З. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что бесхозяйные скотомогильники согласно гражданскому законодательству должны быть обращены в муниципальную собственность, придя к выводу об отнесении бесхозяйных скотомогильников к республиканской собственности, суд должен был возложить обязанность по принятию их на учет и обустройству на муниципальное образование.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Минфина РБ по доверенности Хазимуратова М.В., представителя Управления Россельхознадзора по РБ по доверенности Шагимуратову Г.И., прокурора Муратову E.M., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в ходе проведения прокуратурой Бурзянского района Республики Башкортостан соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в ... расположен один скотомогильник с правой стороны автодороги ... , состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям.
В нарушение п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее ... метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной ... метра и шириной не менее ... метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте ... метра, длиной ... метров и шириной ... метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на ... см с устройством отмостки.
В нарушение ч. 3 требований Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильники расположенные на территории сельского поселения ... сельсовет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, отсутствует.
Установлено, что вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку скотомогильники (биотермические ямы) - это имущество, имеющее своим первичным назначением не предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в общем, а имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. На основании вышеизложенных норм действующего законодательства, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидацию болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных никак не отнесено к вопросам местного значения уровня поселений и муниципальных районов. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был возложить обязанность по принятию скотомогильников на учет и обустройству на муниципальное образование, а не на Правительство Республики Башкортостан, не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически воспроизводят доводы, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции, в связи, с чем отсутствует необходимость повторно приводить их в определении судебной коллегии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З., без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Мухаметова
Судьи: Ф.Ф. Сафин
Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.