Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего Алексеенко О.В.,
судей: Абубакировой Р.Р., Жерненко Е.В.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кумертау РБ на решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 22 июня 2012 года, которым исковые требования Тарасенок ДЗ. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасенок Д.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в городе Кумертау РБ о назначении досрочной трудовой пенсии мотивируя тем, что решением УПФ N" ... " от " ... " года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого 30 летнего стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " года по " ... " года -14 дней, с " ... " года по " ... " года - 09 дней, с " ... " года по " ... " года - 5 дней, с " ... " года по " ... " года - 4 дня, с " ... " года по " ... " года - 5 дней, с " ... " года по " ... " года - 10 дней, всего 01 месяц 17 дней и период работы с " ... " года по " ... " года -1 год 4 месяца 29 дней в должности патронажной медицинской сестры в Воркутинском городском комитете общества Красного Креста. Считает решение ответчика незаконным. В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные оплачиваемые отпуска, включая дополнительные. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства (от работы) за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, производится выплата командировочных расходов. На повышение квалификации она направлялась в приказном порядке. За периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата за полный рабочий день, которой производились удержания в Пенсионный фонд. Следовательно, указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж. Отказывая включить в спецстаж указанный период, ответчик ссылается на то обстоятельство, что указанное учреждение не предусмотрено действующими Списками учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии. Однако, п.3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N1397 (в редакции от 12 апреля 1984 года) предусмотрено, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в
учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, системе общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Данное положение действовало до 1993 года, то есть в период ее трудовой деятельности в указанной должности и в указанном учреждении. Следовательно, указанный период подлежит зачету в
стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. С учетом вышеуказанных периодов и стажа, засчитанного ответчиком, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии на момент обращения к ответчику с заявлением составляет 29 лет 10 месяцев 19 дней. После обращения с заявлением к ответчику, она продолжила трудовую деятельность, и недостающий стаж 1 месяц 11 дней ею выработан " ... " года, в связи с чем, просила суд назначить ей досрочную пенсию с " ... " года.
В судебном заседании " ... " года, где спор разрешен по существу, Тарасенок Д.З. уточнила исковые требования. Просила назначить ей досрочную пенсию с " ... " года. Уточнила период работы в должности медицинской сестры в Воркутинском городском комитете общества Красного Креста с " ... " года по " ... " года.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, ГУ УПФ РФ в г.Кумертау РБ в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, указывая, что Конституционный суд Российской Федерации подтвердил правильность правовой позиции Пенсионного фонда РФ в части утверждения о необоснованности применения норм Постановления N1397 от 17.12.1959г. на которое ссылается истец, в рамках Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. N2-П при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий педагогических и медицинских работников. На " ... " года стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составит 29 лет 11 мес. 26 дней, что недостаточно для назначения пенсии.
Выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г.Кумертау РБ Саитбатталову Р.Г., поддержавшую апелляционную жалобу, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части даты назначения пенсии.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, устанавливалась пенсия в связи лечебной или иной работой по охране здоровье населения при выслуге не менее 30 лет в городах.
В соответствии с п.2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений(организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, которая дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному Постановлением СМ РСФСР N464 от 06 сентября 1991 года - право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С 1 ноября 1999 года применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Также периоды работы работников здравоохранения, имевшие место до 01.10.1993 года, регулируются Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Судом установлено, что " ... " года Тарасенок Д.З. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Кумертау РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением N" ... " от " ... " года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30 летнего стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В стаж не включено время нахождения на курсах повышения квалификации ввиду того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 закона от 17.12.2001г. N173, включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено. В стаж не включен период работы Тарасенок Д.З. в должности патронажной медицинской сестры Воркутинского городского комитета общества Красного Креста. Стаж лечебной и иной деятельности по представленным для назначения пенсии документам на " ... " года составляет 28 лет 04 месяца 03 дня (л.д.6-7).
Разрешая спор, суд обоснованно не согласился с вынесенным ответчиком решением по следующим основаниям.
Положения ст.6 ч.2, ст.15 ч.4, ст.17 ч.1, ст.18, ст.19 и ст.55 ч.1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. N2-П при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий в отношениях граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Из материалов дела следует, что Тарасенок Д.З. " ... " года была принята на работу в Кумертаускую центральную объединенную больницу медицинской сестрой участковой больницы " ... " (л.д.8). С " ... " года по настоящее время работает медсестрой в Кумертауской центральной районной больнице.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Тарасенок Д.З. за время работы в должности медицинской сестры находилась на курсах повышения квалификации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части обязания ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кумертау РБ засчитать в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации Тарасенок Д.З., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в данный период работы истицы действовал Кодекс законов о труде РСФСР, согласно которому, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства, за ними сохранялось место работа (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством (ст. 112 КЗоТ РСФСР), а также в силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, согласно п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г N 516, предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (периоды отстранения от работы, периоды простоя и т.д.), среди них нет периода нахождения на курсах повышения квалификации. Не содержится прямого указания об исключении периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа и в ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781.
В соответствии ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года одним из условий получения прав на занятие медицинской деятельностью по определенным специальностям является наличие сертификата специалиста, который выдается на основании послевузовского образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Повышение квалификации (сертификация) является императивно установленным законодателем, необходимым условием наличия у медицинского работника права осуществлять медицинскую деятельность и возможностью работодателя привлекать медицинского работника к занятию медицинской деятельностью.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что периоды нахождения Тарасенок Д.З.на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а поэтому указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом также установлено, что Тарасенок Д.З. с " ... " года принята на работу в Воркутинской городской комитет общества Красного Креста патронажной медицинской сестрой. " ... " года она уволена с работы в связи с переводом в Комсомольскую медсанчасть " ... "( л.д.8).
Из уточняющей справки N" ... " от ноября 2010 года, выданной Городской больницей N" ... " " ... " следует, что Тарасенок Д.З. работала медсестрой инфекционного кабинета общебольничного персонала в МУЗ " Городская больница N" ... "" с " ... " года (л.д.18-19).
Из представленной архивной справки N" ... " от " ... " года, выданной Воркутинским муниципальным архивом следует, что в муниципальное бюджетное учреждение " Воркутинский муниципальный архив" документы Воркутинского городского комитета общества Красного Креста на государственное хранение не поступили. Местонахождение документов неизвестно (л.д.16).
Факт работы истицы в должности патронажной медицинской сестры в городском комитете общества Красного Креста ответчиком не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные Тарасенок Д.З. требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку на момент осуществления деятельности истицей в качестве медицинской сестры, действовал Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, согласно которому пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения назначалась при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.
Согласно пункту 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеназванным постановлением, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа по специальности в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Кроме того, согласно действовавшего на тот период Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В п.10 Постановления Пленума Верховного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" от 20.12.2005г. N25 указано, что само по себе то обстоятельство, что учреждение не предусмотрено Списками, не может являться основанием для исключения данного периода работы из специального стажа, поскольку действующее законодательство в качестве правового основания для назначения досрочной трудовой пенсии предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Само по себе отсутствие в Списках данного вида учреждения, где работала истица, не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий, в связи с чем, отказ зачесть данный период работы в специальный стаж противоречит конституционным нормам, гарантирующим социальное обеспечение граждан по установленным законом основаниям и равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации (ч. 1 ст. 39, ст. 19 Конституции РФ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Тарасенок Д.З. в настоящее время работает медсестрой в Центральной городской больнице ГО г.Кумертау Республики Башкортостан.
Суд, разрешая спор, и включая в стаж истицы периоды повышения квалификации 01 месяц 17 дней, периоды её работы патронажной медицинской сестрой в обществе Красного Креста 1 год 4 месяца 24 дня, обязал ответчика назначить Тарасенок Д.З. пенсию с " ... " года. Однако судебная коллегия с данным выводом не может согласиться.
На момент обращения истицы ответчику бесспорный льготный стаж составил 28 лет 4 месяца 0 дней. С включением в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы в качестве патронажной медсестры право Тарасенок Д.З. на досрочную пенсию возникло " ... " года, поскольку при исчислении стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции неправильно посчитал периоды работы патронажной медицинской сестрой в обществе Красного Креста: вместо 1 год 4 месяца 22 дня, суд включил 1 год 4 месяца 24 дня. А также ответчиком в решении не верно посчитан бесспорный стаж в 28 лет 4 месяца 3 дня, вместо 28 лет 4 месяцев 0 дней.
Поскольку истица продолжает работать после обращения в пенсионный орган, она не имела периодов, не подлежащих включению в специальный стаж работы, а право возникло в период рассмотрения спора в суде, то судебная коллегия приходит к выводу о необходимости назначения ей пенсии с " ... " года.
Следовательно, решение суда в части даты назначения истице досрочной трудовой пенсии с " ... " года подлежит изменению на " ... " года.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 22 июня 2012 года изменить в части даты назначения досрочной трудовой пенсии с " ... " года на " ... " года.
В остальной части решение Кумертауского городского суда от 22 июня 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи Р.Р. Абубакирова
Е.В. Жерненко
Справка: судья Газимуллина Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.