Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе:
председательствующего судьи Хайрутдинова Д.С.,
судей: Сафина Ф.Ф.,
Кривцовой О.Ю.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Землянской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по доверенности Д.Г. Альмухаметовой и апелляционному представлению старшего помощника Туймазинской межрайонной прокуратуры Г.В. Родина на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Туймазинской прокуратуры в интересах Рамеевой М.И. к администрации муниципального района Туймазинский район о признании бездействия незаконным, к Министерству труда и социального обеспечения об обязании выделить субсидию для приобретения жилья Рамеевой М.И. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Туймазинский район поставить Рамееву М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты ее первоначального обращения в администрацию муниципального района Туймазинский район с соответствующим заявлением - ... года.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан выделить субсидию для приобретения жилья Рамеевой М.И..
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туймазинский межрайпрокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального района Туймазинский район, в котором просил признать бездействие администрации муниципального района Туймазинский район, выразившееся в отказе в постановке вдовы участника Великой Отечественной войны Рамеевой М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников Великой Отечественной войны на получении субсидии для приобретения жилья незаконными, просил обязать администрацию муниципального района Туймазинского района поставить Рамееву М.И. на учет для улучшения жилищных условий, включив в список участников Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилого помещения, обязать Министерство труда и социальной защиты населения выделить субсидию для приобретения жилья Рамеевой М.И.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ по доверенности Д.Г. Альмухаметова просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что Рамеева М.И. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, основания для признания её таковой в соответствии со ст. 51 ЖК РФ не имеется. Она является членом семьи собственника дома - матерью, в котором проживает и зарегистрирована одна, площадь дома ... кв.м. Согласно заключению межведомственной комиссии по обследованию жилищных условий участников ВОВ от ... года, жилое помещение, в котором проживает Рамеева, признано пригодным для проживания. Суд вышел за пределы полномочий и сделал вывод о непригодности дома для проживания, что является исключительной компетенцией межведомственной комиссии. Возложение обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения РБ выделить Рамеевой субсидию на приобретение жилья не обоснованно, поскольку согласно Постановлению Правительства РБ от 15.09.2011 N 322 (ред. от 21.05.2012 г.) "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета" Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре определен государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету РБ на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В апелляционном представлении старшего помощника прокурора Туймазинской межрайонной прокуратуры Г.В. Родина указывается, что судом не был опрошен представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ.
Истец Рамеева М.И. и представитель ответчика администрации муниципального района Туймазинский район надлежащим образом уведомлены о месте, дате и времени рассмотрения дела, в суд не явились, об уважительности причины неявки не сообщили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ по доверенности Курбанову А.Ф., поддержавшую доводы жалобы в части необоснованности обязывания Министерство труда и социальной защиты населения РБ выделить Рамеевой субсидию на приобретение жилья, прокурора Муратову Е.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рамеева М.И., ... года рождения, являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом ... группы, проживает по адресу ... , ... года постройки, общей площадью ... метров, износ которого по состоянию на ... года составлял ... %.
Указанный дом принадлежит дочери истца Рамеевой А.А. на основании договора дарения от ... года, заключенного между Рамеевой М.И. и Рамеевой А.А., являющейся инвалидом по общему заболеванию.
Согласно справке, выданной государственным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения Туймазинского района и г.Туймазы", Рамеева М.И. находится на социальном обслуживании ГУ с ... года, соцработник посещает ее раз в неделю.
... года Рамеева М.И. обратилась в жилищный отдел администрации MP Туймазинский район с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по ... основаниям: она не имеет жилья, поскольку дом, в котором она проживает, ей не принадлежит и не пригоден для проживания, дом, в котором она проживает, является ветхим, стены рушатся, крыша протекает, нет элементарных удобств, денег на ремонт администрация не выделяет, поскольку она не является собственником жилья.
... года комиссией по обследованию жилищных условий участников Великой Отечественной войны администрации MP Туймазинский район проведено комиссионное обследование жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны по результатам обследования составлен акт, из которого следует, что дому требуется косметический ремонт, износ на ... года составлял ... %.
... года за подписью начальника жилищного отдела Шепель О.В. Рамеевой М.И. направлен ответ о том, что жилой дом ... полностью соответствует по жилищным нормам и признать Рамееву М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг" нет законных оснований, она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обращаясь с иском в суд, исковые требования прокурором предъявлены по двум основаниям:
- отсутствие у вдовы участника ВОВ Рамеевой И.М. в собственности, по договору социального найма жилого помещения либо жилого помещения, представленного ей для проживания, как члену семьи собственника (нанимателя);
- непригодность для проживания жилого помещения, в котором проживает Рамеева М.И.
Разрешая спор и удовлетворяя исковое требование прокурора по первому основанию, суд исходил из того, что дочь Рамеевой М.И. - Рамеева А.А. до момента оформления договора дарения ... года по настоящее время проживает в ... , сама являясь инвалидом, материальной помощи матери не оказывает, не оказывает содействие в ремонте дома, что привело его в ветхое состояние. Помощь престарелой Рамеевой М.И. с ... года оказывает социальный работник. Она проживает одна по адресу ... , собственного жилья не имеет, совместного хозяйства с дочерью Рамеевой А.А., проживающей в ... , не ведет. Таким образом, Рамеева М.И. не может являться членом семьи собственника.
Судебная коллегия данный вывод суда считает законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Поскольку Рамеева М.И. хотя и проживает в доме, принадлежащем дочери Рамеевой А.А., но с собственником дома совместно не проживает (фактически пользуется жилым помещением по договору найма или безвозмездного пользования в силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ), Рамееву М.И. нельзя считать членом семьи собственника. Следовательно, она подпадает под категорию лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, подлежащих признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно Указу Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны1941-1945годов", ветераны войны и члены семьи погибших инвалидов и участников войны подлежат обеспечению жильем, как иные категории граждан, определенные ФЗ "О ветеранах", то есть в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по указанному основанию, суд обоснованно обязал администрацию МР Туймазинский район поставить Рамееву М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты ее первоначального обращения в администрацию района с соответствующим заявлением - ... года.
Обсуждая заявленное истцом второе основание предъявленного иска, сославшись на Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции", суд сделал вывод о некомпетентности межведомственной комиссии Администрации муниципального района Туймазинский район по обследованию жилищных условий участников ВОВ, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников ВОВ, составивших акты обследования жилого дома ... от ... года (л.д. ... ) и от ... года (л.д. ... ), указав, что несмотря на то, что суд своим определением обязал ответчика, распоряжение Главы администрации о создании межведомственной комиссии представлено не было, в состав комиссии не входят специалисты, а только работники администрации муниципального района, т.е составлены неполномочной комиссией, процедура признания жилого помещения непригодным для проживания не соответствует требованиям Положения, по результатам обследования решение комиссией не вынесено.
Поскольку назначенная судом строительно-техническая экспертиза не была проведена в связи с представлением заключения о невозможности дачи заключения, сославшись на п. 3 ст. 79 ГПК РФ, о том, что при уклонении стороны от предоставления необходимых для исследования материалов либо документов, в случае, если без этого экспертиза не может быть проведена, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным, суд первой инстанции признал, что дом по адресу ... , является непригодным для проживания.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Постановления от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Из п. 42 указанного Положения, следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Из чего следует, что суд не вправе подменить указанный орган в принятии такого решения.
Кроме того, согласно акта межведомственной комиссии об обследовании жилого дома ... от ... года, дом признан пригодным для проживания. Указанный акт никем не оспорен.
При таких обстоятельствах, суждение суда о том, что дом по адресу: ... является непригодным для проживания, подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Судебная коллегия считает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанность выделить Рамеевой субсидию на приобретение жилья, поскольку согласно Постановлению Правительства РБ от 15.09.2011 N 322 (ред. от 21.05.2012 г.) "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета" государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий определен Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Этим же Постановлением, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено ответственным лишь за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с этим, судебная коллегия признает, что Министерство труда и социальной защиты населения РБ не является надлежащим ответчиком, поэтому решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Довод апелляционного представления прокурора не может служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от ... года отменить в части обязания Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан выделить субсидию для приобретения жилья Рамеевой М.И..
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении иска об обязании Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан выделить субсидию для приобретения жилья Рамеевой М.И., отказать.
Исключить из мотивировочной части решения суждение о том, что дом по адресу ... , является непригодным для проживания.
В остальной части решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и апелляционное представление старшего помощника Туймазинского межрайонного прокурора Г.В. Родина, без удовлетворения.
Председательствующий: Д.С. Хайрутдинов
Судьи: Ф.Ф. Сафин
О.Ю. Кривцова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.