Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хайрутдинова Д.С.,
судей Сафина Ф.Ф. и Троценко Ю.Ю.,
с участием прокурора Крупновой А.И.,
при секретаре Шаранове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа РБ - Махмутовой Р.М. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г. Уфы, действующего в интересах Давлетшина Р.М., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Давлетшину Р.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Хайрутдинова Д.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Уфы РБ, действуя в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах Давлетшина P.M., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просил обязать ответчика предоставить Давлетшину P.M. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой Советского района г. Уфы проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов. В ходе проверки было установлено, что Давлетшин P.M. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет жилых помещений, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Истец просил обязать ответчика за счет средств бюджета РБ обеспечить указанного выше гражданина жилым помещением по договору социального найма вне очереди, общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления жилья.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Махмутова Р.М. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в нарушение требований ст. 330 ГПК РФ. Согласно приложению 11 к Закону Республики Башкортостан от 05.12.2011 г. N 460-3 "О бюджете Республики Башкортостан на2012 год" сумма субвенций бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - дети - сироты), не имеющих закрепленного жилого помещения, ... По состоянию на ... годадетей - сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по г. Уфе - ... Норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... года N ... ). По данным Башкомстата рыночная стоимость квадратного метра жилья в г. Уфе на2011 годсоставила47400рублей. Таким образом, бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот необходимо субвенций в размере75081600рублей, что явно больше, чем предусмотрено Законом Республики Башкортостан от05.12.2011 г.N 460-З "О бюджете Республики Башкортостан на2012 год". Указанное противоречит ст. 132Конституции Российской Федерации, ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, так как городскому округу город Уфа РБ передано государственное полномочие по обеспечению жилой площадью детей-сирот без необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от21.12.1996 г.N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право истца на обеспечение жилой площадью возникло еще09.02.2011 г.(дата постановки на учет нуждающихся в Администрации Советского района г. Уфы), т.е. до вступления в законную силу Закона Республики Башкортостан от31.10.2011 г.N 451-3(вступил в силу01.01.2012 г.), которым внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от28.12.2005 г.N 260-3"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" и которым городскому округу город Уфа РБ передано указанное государственное полномочие Республики Башкортостан. А в связи с тем, что закон обратной силы не имеет, и Администрация городского округа город Уфа РБ не является правопреемником Правительства Республики Башкортостан, предоставление жилья истцу обязанностью городского округа город Уфа РБ не является. Учитывая вышеизложенное полагает, что указанное решение суда по настоящему делу является незаконным и необоснованным, поскольку суд применил закон (Закон Республики Башкортостан от28.12.2005 г.N 260-з), не подлежащий применению, что согласно ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа город Уфа РБ - Махмутову Р.М., поддержавшую жалобу, заключение прокурора Крупновой А.И., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа, суд правильно сослался на положения ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению Давлетшину Р.М., который является сиротой и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, Давлетшин ... родился ... года в ... , в графе "отец" указан " М.", а в графе "мать" указана " Д.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии VI-КБ N ...
Мать Давлетшина P.M. - Д., умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти серии IV-КБ N ... от ... года, а отец - М. умер ... года, что подтверждается свидетельством о смерти серии 11-КБ N ... от ... года.
В настоящее время Давлетшин P.M. оканчивает ...
Из справки N ... от ... года следует, что Давлетшин P.M. был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: ... , РТ, ...
Из письма Администрации Муниципального района Благовещенского района РБ N ... от ... года следует, что Давлетшин P.M. был временно зарегистрирован по адресу: ... , РТ, ... с ... года по ... года.
Распоряжением Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N ... от ... года Давлетшин P.M. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Установлено, что в настоящее время Давлетшин P.M. зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу: ... , не имеет жилья и не находится на полном государственном содержании, однако он не обеспечен жилым помещением.
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 8).
Из приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
Суд также сослался на порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который регламентирован постановлением Правительства РБ N 200 от 20.07.2007 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 указанного постановления, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному заключению, что Давлетшин Р.М., который в силу ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которым является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах указанной выше социальной нормы представления жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа город Уфа РБ не является правопреемником Правительства Республики Башкортостан, предоставление жилья истцу обязанностью городского округа город Уфа РБ не является, опровергается вышеприведенными нормативными актами, поскольку истец просил обязать предоставить во внеочередном порядке жилое помещение из муниципального жилищного фонда городского округа, являющегося субъектом Российской Федерации, в связи с тем, что Давлетшин Р.М. стоит на жилищном учете, учрежденном и ведущимся органами государственной власти Республики Башкортостан.
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Ввиду регистрации Давлетшина Р.М. по месту жительства в г. Уфе, суд обоснованно указал на обязанность ответчика по предоставлению ему жилого помещения в черте г. Уфа.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа РБ - Махмутовой Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Д.С. Хайрутдинов
Судьи Ф.Ф. Сафин
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.