Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего Алексеенко О.В.,
судей: Абубакировой Р.Р., Жерненко Е.В.
при секретаре Латыповой А.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Мустафина Р.К. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Мустафину Р.К. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В удовлетворении исковых требований Мустафина Р.К. к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мустафин Р.К. обратился в суд с иском к администрации ГО г.Уфа РБ, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, в котором просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, мотивируя тем, что он проживает по адресу: РБ, " ... " не имел и не имеет закрепленного за ним жилого помещения. На основании постановления Главы администрации Советского района г. Уфы N" ... " от " ... " года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, администрация ГО г.Уфа РБ просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Согласно Приложения 11 к Закону Республики Башкортостан на 2012 год от 05.12.2011г. N460-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год" сумма субвенций бюджету городского округа г.Уфа РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год составляет 64331400 рублей, по состоянию на 16.07.2012г. детей-сирот состоящих на учете - 257 человек, по данным Башкомстата рыночная стоимость квадратного метра в г.Уфе на 2011 год составил 47400 рублей, следовательно, для обеспечения жильем детей-сирот необходимо субвенций 75081600 рублей, т.е. больше, чем предусмотрено Законом. Право истца на обеспечение жилой площадью возникло еще " ... " года, администрация ГО г.Уфа не является правопреемником Правительства Республики Башкортостан, поэтому предоставление жилья истцу обязанностью городского округа г.Уфа РБ не является.
Выслушав представителя администрации ГО г.Уфы РБ Махмутову Р.М., поддержавшую апелляционную жалобу, истца Мустафина Р.К., его представителя Фахртдинову Е.В., согласившихся с решением суда, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мустафин Р.К. " ... " года года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с отказом его родителей Мустафиной А.П., Мустафина К.Ш. от ребенка (л.д.53-54).
Из справки N" ... " от " ... " года следует, что Мустафин Р.К. воспитывался в Доме ребенка N" ... " с " ... " года по " ... " года (л.д.55). Справкой N" ... " от " ... " года подтверждается, что Мустафин Р.К. с " ... " года по " ... " года воспитывался в детском доме " ... " Республики Башкортостан (л.д. 56).
Из справки N" ... " от " ... " года следует, что истец с " ... " года по " ... " года обучался в ГОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат N" ... " для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и находился на полном государственном обеспечении (л.д.57).
Мустафин Р.К. обучался в " ... " г.Уфы по специальности "Плотник-столяр". Срок обучения с " ... " года по " ... " года.
Распоряжением главы администрации Советского района г.Уфы N" ... " от " ... " года Мустафин Р.К. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке (л.д.46).
Из свидетельства N" ... " о регистрации по месту пребывания следует, что Мустафин Р.К. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: РБ, " ... " (общежитие) на срок с " ... " года по " ... " года (л.д.60-64).
До настоящего времениМустафин Р.К. не обеспечен жилым помещением, зарегистрирован по месту пребывания.
Разрешая спор и возлагая обязанность по представлению жилого помещения на администрацию городского округа г.Уфа РБ, суд правильно исходил из положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" от 28.12.2005 года N260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч.1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно ст. ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч.4 статьи 8).
Постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года N 200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.
Согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как видно из приведенных п.2 и п.3 Постановления N200 и ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортсотан N260-з в их взаимосвязи, иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год финансирование исполнения администрацией городского округа г. Уфа РБ государственной обязанности по обеспечению Мустафина Р.К. жилым помещением, не предусмотрено.
Вместе с тем, как было указано выше, обязанность по передаче финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий в бюджет соответствующего муниципального образования, в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством РБ о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год несет Правительство Республики Башкортостан, следовательно судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно возложил обязанности на администрацию городского округа г. Уфа РБ по обеспечению Мустафина Р.К. жилым помещением за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обязании администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить Мустафину Р.К. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Доводы администрации ГО г.Уфа РБ о недостаточности выделенных денежных средств на указанные не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации городского округа город Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан, то обязанность по предоставлению жилых помещений Мустафину Р.К. должна осуществляться администрацией ГО г. Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела Законом Республики Башкортостан от 05.12.2011г. N460-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год" предусмотрены субвенции на обеспечение в 2012 году жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения 400000,0 тысяч рублей.
Доказательств того, что Правительством Республики Башкортостан перечислено в администрацию ГО г.Уфа субвенции меньше, чем из расчета численности нуждающихся и стоимости квадратного метра за жилое помещение в г.Уфе, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право истца на обеспечение жилой площадью возникло еще " ... " года, предоставление жилья Мустафину Р.К. обязанностью городского округа г.Уфа РБ не являются, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Мустафина Р.К. состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания им в " ... " году государственного образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований к администрации городского округа г. Уфа РБ является правильным и основанным на положениях закона.
Давая оценку доводам апелляционной жалобы и выводам суда первой инстанции в оспариваемом решении, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г.Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи Р.Р. Абубакирова
Е.В. Жерненко
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.