Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Айдарове Р.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ - ФИО4 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 11 февраля 2015 г., которым постановлено:
исковые требования Гареевой Л.Н. удовлетворить.
Признать отказ Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан " ... " от " ... " в предоставлении Гареевой Л.Н. земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м., незаконным.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в месячный срок подготовить проект договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м., по цене " ... " % от кадастровой стоимости земельного участка, установленной действующим законодательством и направить его Гареевой Л.Н..
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гареева Л.Н. обратилась с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. Требования мотивировала тем, что она является собственником домовладения, расположенного по адресу: " ... ". Она подала в Администрацию ГО " ... " РБ заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м с выкупом по цене, установленной действующим законодательством. Письмом от " ... " N " ... " Администрация ГО г. Уфа РБ отказала в предоставлении земельного участка для приобретения его в собственность с выкупом в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, а часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий, просила обязать Администрацию ГО " ... " РБ в месячный срок подготовить проект договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м. по цене, установленной действующим законодательством и направить его ей.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ - ФИО4 ставится вопрос об отмене приведенного решения суда, по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав на земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд. Размер спорного земельного участка, на который истец просит заключить договор купли-продажи, превышает максимальный размер предоставляемых земельных участков для обслуживания индивидуального жилого дома.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации ГО г. Уфы ФИО5, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Гареевлй Л.Н. Латыпова Р.Р., полагавшего решения суда законным иобоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 27 ЗК РФ, к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную: собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора, установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ, в редакции на дату разрешения спора,, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК Российской Федерации, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, " ... " истцом в адрес ответчика было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", общей площадью " ... " кв.м, для приобретения его в собственность с выкупом на котором расположено домовладение, принадлежащее истцу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от " ... "г. N " ... " (л.д. 9,11).
Письмом от " ... " N " ... " ответчик отказал истцу в предоставлении вышеуказанного земельного участка для приобретения его в собственность с выкупом в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд и часть испрашиваемого земельного участка, расположена в границах красных линий (л.д. 10).Из кадастрового паспорта спорного земельного участка от " ... " " ... " усматривается, что он отнесен к категории "земель населенных пунктов" для строительства и обслуживания жилого дома. Земельный участок входит в территориальную зону: "Жилая зона, Ж- " ... "", " ... " сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ от " ... " " ... " (в редакции от " ... " N " ... ") (л.д. 27-30).
Разрешая спор, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности отказа ответчиком истцу в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и правомерно возложил на ответчика обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направлении его истцу с предложением о его заключении.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 28 ЗК РФ, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы одного из обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Судебная коллегия полагает, что отказ истцу в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, связанными с тем, что размер спорного земельного участка, на который истец просит заключить договор купли-продажи, превышает максимальный размер предоставляемых земельных участков для обслуживания индивидуального жилого дома.
Как указывалось выше согласно кадастровому паспорту испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером " ... " входит в территориальную зону : "Жилая зона, Ж- " ... "".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от " ... " N " ... " спорный земельный участок не превышает предельных размеров земельных участков для размещения индивидуального жилого дома и предельные параметры разрешенного строительства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 11 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.Ю. Кривцова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Нурисламова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.