Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 03 июля 2015 г. по делу N 33-267/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Мордовина А.А. и Ракова А.В., при секретаре Лущицком Н.Ю., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе должностного лица Л. на решение 26 гарнизонного военного суда от 3 апреля 2015 года, которым удовлетворено заявление гражданки Республики Украина Судейко И. А. об оспаривании действий начальника отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур, связанных с отказом в регистрации ее по месту пребывания.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Судейко через своего представителя обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просила обязать начальника отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур зарегистрировать ее до 31 декабря 2015 года по месту пребывания в г. Байконур по адресу: _.
Суд первой инстанции заявление Судейко удовлетворил.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением, начальник отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур Л подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
По мнению Л, решение суда противоречит Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288, регулирующему порядок оказания данной услуги гражданам России и не предусматривающему оказание такой услуги иностранным гражданам, к числу которых относится заявитель.
О правильности такого вывода, по мнению Л, свидетельствует, в частности, оформление заявителем миграционной карты миграционными органами Республики Казахстан при въезде на его территорию в соответствии с действующим законодательством этой Республики.
Вопреки изложенному в решении суда выводу, как полагает Л, выдача разрешения заявителю на въезд в г. Байконур не влечет за собой автоматически обязанность органов ФМС России оформить ей разрешение на временное проживание или вида на жительство, поскольку осуществление данной функции возложено исключительно на соответствующие органы Республики Казахстан.
В этой связи Л указывает, что по логике принятого судом решения российское миграционное законодательство противоречит нормам международного права, защищающим права человека.
Кроме того, в жалобе ее автор указывает, что в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" (Москва, 23 декабря 1995 года), наряду с российскими, на территории г. Байконур действуют и правоохранительные органы Республики Казахстан, осуществляющие, в том числе, миграционный учет иностранных граждан и обладающие полномочиями по выдаче разрешений на временное и постоянное проживание. После получения соответствующих документов в указанных органах иностранный гражданин в случае положительного решения режимной комиссии администрации г. Байконур вправе обратиться в орган ФМС России с просьбой о регистрации и получить соответствующую услугу. Такая услуга, как утверждается в жалобе, вопреки выводу суда, заявителю была оказана и она была зарегистрирована на срок до 30 марта 2015 года, в связи с чем ее претензии являются необоснованными.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно статьям 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан "О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" (Москва, 23 декабря 1995 года), город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации с особым режимом безопасного функционирования, в том числе и с ограничением на проживание граждан на его территории.
Ограничение постоянного проживания граждан на территории г. Байконур входит в компетенцию режимной комиссии, действующей на основании указанного Соглашения и Положения об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 года.
Согласно этому Положению, особый режим безопасного проживания граждан в г. Байконур включает в себя ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на территории города, при этом выдача разрешения на въезд и проживание в г. Байконур возлагается на режимную комиссию, созданную по решению Главы городской администрации и действующую в соответствии с Положением о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур, утвержденным его же постановлением N 231 от 24 мая 2002 года.
По смыслу п. 14 Положения о порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в г. Байконур, утвержденного постановлением Главы администрации г. Байконур от 27 апреля 2007 года N 62, учетная регистрация граждан в администрации г. Байконур является разрешительным актом органа исполнительной власти в лице Главы администрации на оформление гражданами регистрационного учета в органах регистрационного учета Российской Федерации в г. Байконур.
На основании п. 12 Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан "О взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 года, организация и обеспечение паспортно-визовой работы на территории комплекса "Байконур" осуществляется правоохранительными органами России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом из Договора аренды комплекса "Байконур" между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан (Москва, 1994 год) следует, что к персоналу космодрома относятся, в том числе и пенсионеры космодрома, проживающие в городе Байконур, а к членам семей персонала космодрома относятся супруги, дети и родители членов персонала космодрома, а также совместно проживающие с ними и находящиеся на их иждивении лица.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается в жалобе, гражданка Республики Украина Судейко с января 2015 года состоит в браке с гражданином России М, который зарегистрирован и проживает в г. Байконур по адресу: _, отнесен к категории "жителей города Байконур" и числу "персонала космодрома "Байконур", поскольку работает на одном из предприятий комплекса "Байконур".
Своим решением (протокол от 22 января 2015 года N 347-1) режимная комиссия удовлетворила ходатайство Судейко и разрешила ей временное проживание по месту жительства супруга в г. Байконур до 31 декабря 2015 года. На основании этого решения Судейко обратилась с заявлением в отделение УФМС России по Московской области в г. Байконур о регистрации в г. Байконур по месту пребывания. Однако ей была выдана только отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием срока пребывания - до 30 марта 2015 года.
С достаточной полнотой установив и проанализировав указанные обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами, регламентирующими порядок въезда и проживания на территории комплекса Байконур иностранных граждан, суд первой инстанции, по убеждению судебной коллегии, пришел к правильному выводу о том, что на Судейко, как на супругу гражданина России, входящего в состав персонала космодрома, распространяется законодательство Российской Федерации, предусматривающее ее право на временное проживание в г. Байконур. При этом на орган УФМС России в г. Байконур при условии выдачи соответствующего разрешения компетентным органом (режимной комиссией администрации г. Байконур) возложена лишь, по существу, техническая функция по регистрации Судейко по месту жительства супруга на разрешенный срок - до 31 декабря 2015 года.
При таких обстоятельствах фактический отказ отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур в регистрации заявителя по месту пребывания на территории г. Байконур на период, определенный режимной комиссией, нарушает права как самой Судейко, так и ее супруга, а значит принятое в ее пользу решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного доводы автора апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения, по убеждению судебной коллегии, под сомнение не ставят и основанием для его отмены не являются.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 3 апреля 2015 года, которым удовлетворено заявление гражданки Республики Украина Судейко И. А. об оспаривании действий начальника отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур, связанных с отказом в регистрации ее по месту пребывания, оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.