Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 03 июля 2015 г. по делу N 33-270/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Мордовина А.А. и Ракова А.В., при секретаре Лушицком Н.Ю. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Чудиновой М.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 23 марта 2015 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего Шевченко А. Н. об оспаривании действий командира войсковой части _, начальника ФГКУ ЮРУЖО , руководителей Департамента жилищного обеспечения МО РФ (далее - ДЖО) и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с принятием решения об изменении в отношении него категории участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад председательствующего - судьи Ушаковой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевченко, проходящий военную службу по контракту в войсковой части _, обратился в военный суд с заявлением, в котором оспорил действия командира указанной воинской части и начальника ЮРУЖО, связанные с направлением документов в ДЖО для изменения в отношении него категории участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с "04" на "00", а также руководителя ДЖО, связанные с принятием соответствующего решения, и просил возложить на руководителя ДЖО обязанность восстановить его в реестре участников указанной накопительно-ипотечной системы с 22 июля 2011 года с категорией "04".
Суд первой инстанции требования Шевченко удовлетворил частично: обязал руководителя ДЖО внести в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих сведения об изменении категории заявителя с "00" на "04", указав дату возникновения основания для включения его в реестр - 3 июня 2011 года. Кроме того, суд взыскал с ДЖО в пользу Шевченко понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд, пропорционально удовлетворённым требованиям в размере 50 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением, в той части, в которой требования Шевченко удовлетворены, представитель руководителя ДЖО Чудинова подала апелляционную жалобу, в которой просит решение в этой части отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении этих требований заявителя.
В обоснование свой просьбы представитель должностного лица приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Так, ссылаясь на положения приказов Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 года N166 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" и от 30 января 2009 года N30 "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", а также постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N655, автор жалобы утверждает, что изменения данных Шевченко с категории "04" на "00" в реестре участников накопительно-ипотечной системы были внесены жилищным органом установленным порядком после выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что на момент подачи соответствующего рапорта - 17 марта 2011 года он второй контракт о прохождении военной службы не заключил, а, следовательно, не обладал правом состоять в указанном реестре. В этой связи, по убеждению автора жалобы, суд неправомерно признал действия ДЖО незаконными.
Кроме того, отмечает автор жалобы, возлагая на ДЖО обязанность внести в реестр накопительно-ипотечной системы сведения в отношении Шевченко об изменении категории участников с "00" на "04" и указать дату возникновения основания для включения его в реестр - 3 июня 2011 года, когда заявитель заключил второй контракт о прохождении военной службы, суд не учел, что такое судебное решение является трудно исполнимым, поскольку ведение указанного реестра осуществляется при помощи автоматизированного программного комплекса НИС Реестр ФОИВ 10.3.0.4, который при заполнении карточки заявителя сочтет эти данные некорректными.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участниками накопительно-ипотечной системы (далее - участник "НИС") являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников.
П. 4 ч.1 и п.4 ч.2 ст.9 этого же Закона установлено, что к участникам НИС относятся, в том числе, и сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС. Основанием для включения указанной категории военнослужащих федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является их обращение в письменной форме о включении в реестр участников.
В силу ст. 7 Закона федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган (ФГКУ "Росвоенипотека") сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их накопительных счетов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 "О создании федерального государственного учреждения Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерство обороны в лице федерального государственного казенного учреждения Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (ФГКУ "Росвоенипотека") является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно п. 2 приказа Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 года N166 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" функции по формированию и ведению реестра участников НИС, предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и изъявивших желание реализовать это право, по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В свою очередь, приказом Министра обороны РФ от 30 января 2009 года N 30 "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", действовавшим до издания вышеназванного приказа Министра обороны РФ N166, было установлено, что командиры (руководители) воинских частей (организаций Вооруженных Сил), в которых хранятся личные дела офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр.
Как видно их материалов дела, 17 марта 2011 года старший сержант Шевченко, проходивший военную службу по контракту в войсковой части 15650, в письменной форме обратился по команде с просьбой включить его в реестр участников НИС.
3 июня 2011 года он заключил второй контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет, который был подписан уполномоченным должностным лицом в этот же день и в силу п.8.ст.4 Положения о порядке прохождения военной службы вступил в законную силу, о чем было объявлено в приказе командира войсковой части 15650 от 22 июля 2011 года N119с.
Согласно уведомления о включении военнослужащего в реестр, оформленного 28 июля 2011 года, Шевченко включен в указанный реестр с 17 марта 2011 года с присвоением категории "04" и регистрационного номера _.
Однако в декабре 2014 года Шевченко стало известно, что на основании данных, представленных из воинской части, ДЖО внес изменения в реестр, присвоив ему категорию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих - "00". Основанием для принятого ДЖО решения явилось то обстоятельство, что рапорт о включении в НИС был подан заявителем до возникновения у него такого права, поскольку второй контракт о прохождении военной службы он на тот момент не заключил.
Анализ изложенных обстоятельств и правовых норм позволяет прийти к выводу об обоснованности обжалуемого судебного решения в части удовлетворения требований Шевченко о возложении на руководителя ДЖО обязанности внести в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих сведения в отношении заявителя об изменении категории с "00" на "04" с указанием даты возникновения основания для включения его в реестр - 3 июня 2011 года.
Принимая такое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам представителя должностного лица, по убеждению судебной коллегии, обоснованно исходил из того, что на момент включения Шевченко в указанный реестр - 28 июля 2011 года он, как заключивший второй контракт о прохождении военной службы 3 июня 2011 года, соответствующим правом обладал и какой-либо недобросовестности, либо злоупотребления этим правом, в его действиях не усматривается.
Что же касается ссылок автора жалобы на то, что при исполнении вынесенного судом первой инстанции постановления могут возникнуть сложности технического характера, то данные обстоятельства не свидетельствуют о его необоснованности либо несправедливости, в связи с чем не являются поводом для удовлетворении апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 23 марта 2015 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего Шевченко А. Н. об оспаривании действий командира войсковой части _, начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, руководителей Департамента жилищного обеспечения МО РФ и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с принятием решения об изменении в отношении него категории участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Чудиновой М.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.