Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 15 июля 2015 г. по делу N 33-291/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Литвинова В.С. и Никитчука И.В., при секретаре Григорьевой А.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Харицкого В.Н. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Харицкого В. Н. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ (далее - ЮРУЖО), связанных с отказом в заключении договора найма жилого обеспечения.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., судебная коллегия -
УСТАНОВИЛА:
Харицкий оспорил в суд решение начальника ЮРУЖО от 31 декабря 2014 года N 452, в соответствии с которым ему было отказано в предоставлении по договору социального найма жилого помещения по адресу: _ на состав семьи из одного человека, в связи с тем, что он не сдал уполномоченным жилищным органам ранее предоставленное ему от государства жилое помещение.
Суд первой инстанции оставил заявление Харицкого без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении его требований.
Как указывает Харицкий, трехкомнатная квартира, выделенная ему и членам его семьи от Минобороны, в соответствии с Распоряжением Правительства от 8 июня 2000 года N 796-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" передана из государственной собственности в муниципальную собственность г. _ и поэтому служебной не является.
После расторжения брака в 2002 году и оставления квартиры расположенной по адресу: _ бывшей жене и детям, он на себя договор социального найма специализированного жилого помещения с Администрацией ЗАТО _ на данную квартиру не заключал.
В настоящее время в указанном жилом помещении проживают его дети и бывшая жена, которая в 2008 году заключила договор социального найма с Администрацией ЗАТО _.
В этой связи автор жалобы указывает, что сдать полученное им жилое помещение жилищным органам и получить соответствующую справку он не имеет возможности.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусмотрен механизм реализации ими права на жилище и определены источники и формы обеспечения военнослужащих жильем, в том числе, при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 этого же Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и специальные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемых жилых помещений, полученных от Минобороны России.
Из положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Минобороны России.
Материалами дела установлено, что с 1983 года Харицкий проходил военную службу в различных воинских частях, и ему квартирно-эксплуатационными органами Минобороны в 1989 году на состав семьи из пяти человек (он, супруга, две дочери и сын) была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г. Знаменск, ул. 9 Мая, д. 19, кв. 7 общей площадью 79,46 кв.м.
19 августа 2002 года Харицкий расторг брак с Харицкой К.Н. выехал из указанной квартиры, где остались проживать бывшая супруга и дети.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 6 июня 2008 года квартира общей площадью 79,46 кв.м. по адресу: _ передана в бессрочное пользование Администрацией ЗАТО _ Харицкой К.Н., совместно с ней проживают: СГ, ХМ, СД.
Решением заместителя начальника ЮРУЖО от 31 декабря 2014 года N 452 Харицкому отказано в предоставлении по договору социального найма жилого помещения общей площадью 37,9 кв. м. по адресу: _ в связи с непредставлением справки о сдаче ранее полученного от военного ведомства жилья.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, по убеждению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку полученным ранее от военного ведомства жилым помещением, Харицкий распорядился по своему усмотрению, освободить и сдать квартиру фактически не имеет возможности, то права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", он не может, в связи с чем оспариваемое им решение должностного лица об отказе в предоставлении жилого помещения в г. Подольске является обоснованным.
В связи с изложенным, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, на законность и обоснованность принятого по делу решения не влияют, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Не усматривая оснований для отмены решения суда первой инстанции и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Харицкого В. Н. об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, связанного с отказом в заключении договора найма жилого обеспечения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Харицкого В.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.