Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 апреля 2015 года гражданское дело N 2-3406/14 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в лице Северо-Западного филиала на решение Калининского районного суда Санкт- Петербурга от 31 июля 2014 года по заявлению К.С.А. о признании неправомерным решения Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в лице Северо-Западного филиала,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения заявителя - К.С.А., представителя заявителя К.С.А. - Р.С.Ю., представителя заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизой и жилищным обеспечением МЧС России" - Е.М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.С.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт - Петербурга с указанным заявлением, в котором с учетом изменений заявленных требований просила признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, обязать поставить на такой учет и обеспечить жилым помещением в соответствии с законодательством, а также признать неправомерным отказ во включении в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом и обязании включить в такой список.
В обоснование заявленных требований К.С.А. ссылалась на то, что являясь " ... ", приходила службу в " ... " С "дата" года проживает в общежитии, где не имеет отдельной жилой площади и зарегистрирована на койко-месте. С "дата" состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации район. В "дата" поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. В "дата" году заявитель обратилась в Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ "УГЖО МО МЧС России") с просьбой о постановке ее на очередь по улучшению жилищных условий с предоставлением жилой площади по договору социального найма. Однако, заинтересованным лицом, ей было отказано в принятии на такой учет.
Решением Калининского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" заявление К.С.А. удовлетворено в части требований.
Вынесенным решением постановлено признать незаконным решение федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в лице Северо-Западного филиала об отказе во включении К.С.А. в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом (от "дата" протокол N ... обязав включить К.С.А. в такой список.
В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменить, полагает его в указанной части незаконным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.С.А. являясь " ... ", проходила службу в должности " ... "".
На "дата" ее стаж составил " ... ", что дает ей право выхода на пенсию.
К.С.А. проживает в общежитии (койко-место) по адресу: "адрес".
Согласно архивной выписке их протокола N ... от "дата" и справке Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области К.С.А. (в составе семьи " ... ") принята на учет по улучшению жилищных условий - по месту жительства.
Согласно выписке из протокола N ... от "дата" К.С.А., в составе семьи из " ... " принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий " ... "
Полагая, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в " ... " посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма, "дата" К.С.А. обратилась в федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с просьбой поставить ее на аналогичный учет и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Однако, "дата" в удовлетворении требований рапорта К.С.А. было отказано.
Обосновывая отказ, федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" ссылалось на то, что поскольку согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 жилищное обеспечение сотрудников ФПС осуществляется только в виде предоставления служебного (специализированного) жилья, соответственно учет сотрудников в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в предоставлении жилых помещениях на условиях договора социального найма) в МЧС России не осуществляется. Кроме того, К.С.А., имея звание внутренней службы, не имеет статуса военнослужащего, следовательно, на нее не распространяется Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
"дата" К.С.А. обратилась с рапортом в федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ссылаясь на то, что принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в " ... ", просила включить ее в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом.
Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения СЗФ ФКУ "УГЖО МЧС России", оформленным протоколом N ... от "дата", в удовлетворении рапорта К.С.А. было отказано, поскольку заявитель не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя требования К.С.А., суд пришел к выводу, что поскольку заявитель до "дата" состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, то у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа во включении К.С.А. в сводный список граждан - участников подпрограммы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на обеспечение жилищным сертификатом.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку полагает, что он постановлен при неправильном применении требований статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что выписка из протокола N ... от "дата" о принятии оспариваемого решения была получена К.С.А. "дата", а за защитой нарушенного права заявитель обратилась в суд "дата", то судебная коллегия приходит к выводу, что К.С.А. был пропущен процессуальный срок на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд К.С.А. в заседание судебной коллегии не приведено, из материалов дела также не следует.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что в удовлетворении заявления К.С.А. должно быть отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отклонения заявленных требований.
Кроме того, судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционной жалобы заинтересованного лица, что заявитель не состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Отсутствие права у ФКУ "УГЖО МО МЧС России" принимать заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства Российской Федерации.
А также, согласно выписке из ЕГРП от "дата", приобщенной к материалам дела в судебной заседании судебной коллегии, К.С.А. на праве собственности с "дата" по "дата" принадлежала " ... " площадью " ... ", расположенная по адресу: "адрес"
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлен определенный порядок по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В свою очередь в соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения и принятия на учет для его предоставления не ставится в зависимость от намеренного ухудшения жилищных условий либо срока, который прошел с момента отчуждения ранее принадлежавшего лицу жилого помещения.
Таким образом, в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации выяснение факта совершения гражданами с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеет юридическое значение лишь при решении вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилья по договору социального найма.
Оценивая вышеперечисленные обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку на момент принятия на учет нуждающихся "дата" году, К.С.А. были совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий путем прекращения имеющегося у нее права собственности на жилое помещение, площадью превышающую учетную норму, то она не могла быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, однако, указанное обстоятельство не могло повлиять на принятие К.С.А. на учет нуждающихся в предоставлении служебного помещениях
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, поэтому обжалуемое решение суда не может быть признано отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить в части признания неправомерным решения Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в лице Северо-Западного филиала, оформленного протоколом N ... от "дата").
В удовлетворении заявления К.С.А. о признании неправомерным решения Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в лице Северо-Западного филиала, возложении обязанности включить в списки граждан - участников подпрограммы "Жилище" - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.