Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Бакуменко Т.Н., Белоногого А.В.
при секретаре
У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2015 года гражданское дело N 2-4253/14 по апелляционным жалобам Б.И.М., Б.А.С. на решение Василеостровского районного суда Санкт- Петербурга от 01 декабря 2014 года по заявлению Б.И.М., Б.А.С. об оспаривании отказа администрации Василеостровского района Санкт - Петербурга в заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения представителя заинтересованного лица администрации Василеостровского района Санкт - Петербург - С.О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.И.М. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт - Петербурга с заявлением о признании незаконным отказа администрации Василеостровского района Санкт- Петербурга в заключении договора социального найма, изложенного в письме администрации от "дата" N ... В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать администрацию издать распоряжение о предоставлении ей по договору социального найма жилого помещения - комнаты площадью 16,5 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований Б.И.М. ссылалась на то, что проживает в указанной комнате в четырнадцатикомнатной коммунальной квартире общей площадью " ... " кв. м, которая была предоставлена ей на основании договора найма служебного жилого помещения от "дата" N ... , впоследствии был заключен на ту же комнату договор найма служебного жилого помещения от "дата" N ... ФГУ "Смирновская КЭЧ района" Минобороны России. Несмотря на то, что дом, в котором находится спорной жилое помещение, был передан на баланс города, администрацией Василеостровского района Санкт - Петербурга в заключении договора социального найма было незаконно отказано.
Б.А.С. обратился в Василеостровский районный суд Санкт - Петербурга с заявлением о признании незаконным отказа администрации Василеостровского района Санкт- Петербурга в заключении договора социального найма, изложенного в письме администрации от "дата" N ... В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать администрацию издать распоряжение о предоставлении ему по договору социального найма жилого помещения - комнаты площадью 16,6 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований Б.А.С. ссылался на то, что проживает в указанной комнате в четырнадцатикомнатной коммунальной квартире общей площадью " ... " кв. м, расположенной по адресу: "адрес", которая была предоставлена ему на основании краткосрочного договора найма служебного жилого помещения от "дата" N ... ФГУ "Смирновская КЭЧ района" Минобороны России. Несмотря на то, что дом, в котором находится спорной жилое помещение, был передан на баланс города, администрацией Василеостровского района Санкт - Петербурга в заключении договора социального найма было незаконно отказано.
Определением Василеостровского районного суда от "дата" указанные заявления объединены в одно производство.
Решением Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных Б.А.С., Б.И.М. требований отказано.
В апелляционных жалобах заявители просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявлений.
Заявители - Б.А.С., Б.И.М., на рассмотрение дела не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителей.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Военная академия материально-технического обеспечения им. Генерала Армии А.В. Хрулева (далее - ВАТТ), Федеральное Государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального Государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Санкт - Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищного агентство Василеостровского района Санкт - Петербурга", своих представителей не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившегося представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, полагает решения суда оставить без изменений по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" между ФКУ "Смирновская КЭЧ" и Б.И.М. заключен договор N ... найма служебного жилого помещения - комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес" сроком до "дата".
На основании заявления Б.И.М. от "дата", дополнительным соглашением от "дата" ее " ... " Б.А.С. был также включен в указанный договор.
При этом, "дата" между ФКУ "Смирновская КЭЧ" и Б.А.С. заключен договор N ... с условиями краткосрочного найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м, сроком до "дата".
"дата" на период трудовых отношений, с указанием, что совместно с нанимателем вселяется ее " ... " Б.А.С., между ФКУ "Смирновская КЭЧ" и Б.И.М. заключен договор N ... найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из протокола N ... заседания жилищной комиссии ВАТТ от "дата" данное жилое помещение предоставлено бухгалтеру материальной группы Б.И.М. в порядке исключения. В качестве мотивировки указано на факт продажи жилья в "адрес", с намерением приобрести жилье в Санкт-Петербурге.
Согласно справке ВАТТ Б.А.С., работал в данной организации Министерства обороны Российской Федерации с "дата" по "дата", то есть за пределами срока договора, в должности техника на " ... " ставки по внешнему совместительству. Трудовая книжка не содержит сведений о наличии трудовых отношений данного лица с какой-либо организацией Министерства обороны Российской Федерации.
Из дела следует, что на момент заключения указанных договоров спорные помещения находились в собственности Российской Федерации, были переданы в оперативное управление Смирновской КЭЧ района, в "дата" году - ЗРУЖО Минобороны России. В "дата" году жилые помещения переданы в собственность Санкт-Петербурга.
Согласно ответам администрации Василеостровского района Санкт - Петербурга от "дата" решением жилищной комиссии спорные жилые помещения не исключены из состава специализированного жилищного фонда. Однако соответствующих документов, подтверждающих статус помещений как служебных, в материалы дела не представлено.
"дата" Б.А.С. и Б.А.С. на праве общей долевой собственности приобретено жилое помещение по адресу: "адрес", в котором они зарегистрированы с "дата".
Заявители, полагая о наличии у них оснований для заключения с администрацией района договоров социального найма на спорные жилые помещения, обратились в администрацию Василеостровского района Санкт - Петербурга с соответствующими заявлениями.
Ответом N ... администрацией Василеостровского района Санкт - Петербурга Б.И.М. отказано в заключении договора социального найма в связи с недоказанностью факта вселения и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", а также в связи постоянной регистрацией по месту жительства в принадлежащей ее " ... " комнате в шестикомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес"
Ответом N ... администрацией Василеостровского района Санкт - Петербурга Б.А.С. отказано в заключении договора социального найма в связи с недоказанностью факта вселения и пользования жилым помещением расположенным по адресу: "адрес" а также в связи постоянной регистрацией по месту жительства в принадлежащей ему комнаты в шестикомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований заявления, суд установив, что заявители имеют регистрацию по месту жительства в ином жилом помещении и не относятся к лицам, с которыми мог быть заключен договор найма служебного жилого помещения, а также, что договор найма служебного жилого помещения в "дата" году был заключен неуполномоченным лицом, пришел к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконными отказов администрации района в заключении договоров социального найма.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 2,3,4 статьи 31, статьей 65, части 3, 4 статьи 67, части 2 статьи 99, статьи 100, части 1 статьи 103, части 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 20 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 февраля 2014 года N 48-КГПР13-8, а также пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что является неправильным вывод суда о невозможности по действовавшему на момент заключения договоров найма служебного жилого помещения законодательству предоставить служебное жилое помещение гражданскому персоналу, не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку мотивировочная часть решения суда такового безусловного утверждения не содержит. Судом при рассмотрении спора учтены, в том числе и положения пунктов 20 и 43 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", согласно которым предусмотрена возможность предоставления служебных жилых помещений гражданскому персоналу. Судом проверены обстоятельства дела с учетом требований указанного Приказа N 80 от 15 февраля 2000 года, а также приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Судом учтено, что на дату заключения договора "дата" Б.А.С. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в указанном жилом помещение по месту жительства был зарегистрирован как Б.А.С., так и Б.И.М., как член его семьи.
Согласно пункту 20 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорных жилых помещений) "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.
Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 43 указанного Приказа предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, не имеющих трудовых отношений с Министерством обороны, но проживающих в жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны, в домах, подлежащих сносу, производится в установленном порядке. Другие граждане, проживающие в указанных домах, обеспечиваются жилыми помещениями Министерством обороны.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Вместе с тем, в силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются определенным категориям лиц (малоимущие, инвалиды, ветераны) нуждающимся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения.
Так, согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
В соответствии с частью 2 указанной статьи переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Согласно статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 указанной статьи установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
Таким образом, исходя из указанных положений жилищного законодательства, оснований для заключения с заявителями договоров социального найма у заинтересованного лица судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционных жалоб о том, что является неправомерным вывод суда о совершении заявителями действий по намеренному ухудшению жилищных условий не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения для оценки обстоятельств дела.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителей с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.