Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Цыганковой В.А., Пошурковой Е.В.
при секретаре
Кучинской А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1753/2015 по апелляционной жалобе Т.Ю.А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2015г. по иску Т.Ю.А. к Государственному учреждению Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ СПб РО Фонда социального страхования РФ) об обязании совершить действия, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения Т.Ю.А. и ее представителя Тягиной Е.Е., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ СПб РО Фонда социального страхования РФ - Карютиной О.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Т.Ю.А. обратилась в суд с иском к ГУ СПб РО Фонда социального страхования РФ и с учетом уточнений требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просила признать за ней право на получение услуги по обеспечению технических средств реабилитации и протезно-ортопедическим изделием, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации, обязать ответчика произвести оплату услуги по обеспечению техническим средством реабилитации и протезно-ортопедическим изделием, предусмотренной индивидуальной программой реабилитации истицы, взыскать ответчика компенсацию морального вреда в размере " ... " рублей и судебных расходов в сумме " ... " рублей.
В обоснование заявленных требований Т.Ю.А. указывала, что согласно индивидуальной программе реабилитации от "дата". имеет право на протезно-ортопедическую помощь в виде протезирования левого предплечья. Заявление на исполнение данной услуги было подано ответчику "дата"., однако "дата". истец получила ответ об отказе в обеспечении указанной услугой, со ссылкой на отсутствие у ответчика на то правовых оснований. Действиями ответчика, неправомерно отказавшего в обеспечении истца указанной услугой, были причинены нравственные страдания истцу.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2015г. Т.Ю.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец не согласна с решением суда, просит его отменить, как необоснованное.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения районного суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что истец является инвалидом детства, с "дата" установлена " ... " группа инвалидности бессрочно (л.д. 10-11).
Согласно индивидуальной программе реабилитации, утвержденной решением медико-социальной экспертизы "дата"., истец нуждается в оказании протезно-ортопедической помощи в виде протезирования левого предплечья. При этом индивидуальная программа реабилитации сведений о нуждаемости Т.Ю.А. в технических средствах медицинской реабилитации не содержит (л.д.6-9).
"дата" Т.Ю.А. обратилась в филиал N 31 ГУ СПб РО ФСС РФ с заявлением об оказании государственной услуги по протезированию левого предплечья, просила предоставить техническое средство реабилитации в виде протеза предплечья левой руки (рабочего) (л.д. 12-13).
Из ответа, направленного Т.Ю.А. "дата" филиалом N 31 ГУ СПб РО ФСС РФ, усматривается, что фонд осуществляет обеспечение ТСР и протезно-ортопедическими изделиями, а также компенсацию самостоятельно приобретенных изделий в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утв.Правительством РФ от 12.11.2010г. N1980-р. Предоставление услуги по протезированию предплечья не входит в состав Перечня, в связи с чем, Фонд не усмотрел правовых оснований для обеспечения истицы указанной услугой (л.д. 5).
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал, что в соответствии с ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов" Фонд осуществляет обеспечение инвалидов только техническим средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации в соответствии с Порядком, утв. Постановлением Правительства РФ от 7.04.2008г. N 240 (подп. "а" п. 4 Порядка). Вместе с тем, из индивидуальной программы истицы от "дата" усматривается, что ей рекомендовано оказание реабилитационного мероприятия в виде "протезирования левого предплечья", что не относится к полномочиям Фонда.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ФЗ РФ от 24.11.1995г. N181-ФЗ, Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации N240, утв. Постановлением Правительства РФ 7.04.2008г., в связи с чем, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В апелляционной жалобе Т.Ю.А. выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, полагает их постановленными на неправильном толковании судом положений Федерального Закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ссылается на неправомерность действий ответчика, не имеющего в соответствии с Регламентом права отказывать истице в предоставлении государственной услуги.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 указанного Закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование и др.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ N2347-р от 30.12.2005 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 4 названного перечня к реабилитационным мероприятиям отнесено протезирование и ортезирование. К техническим средствам реабилитации отнесено обеспечение инвалидов протезами и ортрезами (пункт 8).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ СПб РО Фонда социального страхования РФ пояснил, что исполнение услуг по предоставлению инвалиду реабилитационных мероприятий, включенных в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета мероприятий, утв. Распоряжением Правительства РФ от 230.12.2005г. N2347-р, возложено на отдел социальной защиты населения Администрации района. К ведению Фонда относится только предоставление инвалиду технических средств реабилитации в строгом соответствии с наименованием технического средства в индивидуальной программе реабилитации инвалида и Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации, утв. Приказом Минтруда России от 9.12.2014г. N 998н.
Из содержания п. 1 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2014 года N 657н, следует, что Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется, в том числе, предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Пунктом 12 Регламента установлено, что государственной услугой является услуга по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Подп. "а" пунктом 14 Регламента установлено, что результатами предоставления государственной услуги являются, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
Таким образом, из содержания указанных положений Регламента следует, что Фонд социального страхования РФ осуществляет мероприятия по обеспечению инвалида техническим средствами реабилитации либо по компенсации инвалиду за приобретенные технические средства реабилитации.
Вместе с тем, как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, истец нуждается в оказании протезно-ортопедической помощи в виде "протезирования левого предплечья" (л.д.7), в графе "технические средства медицинской реабилитации" имеется прочерк. Из заключения врачебной комиссии усматривается, что истица направляется для получения услуги по "эндопротезированию левого плечевого сустава" (л.д.17).
Каких-либо документов, позволяющих суду вынести суждение о том, что Т.Ю.А. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации и протезно-ортопедическим изделием, в ходе разбирательства дела не представлено. При этом индивидуальной программой реабилитации не предусмотрена нуждаемость Т.Ю.А. в технических средствах реабилитации, какие-либо иные медицинские документы, устанавливающие таковую нуждаемость с указанием конкретного вида технического средства реабилитации не представлено.
Согласно ст.11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).
К мероприятиям по медицинской реабилитации относятся: реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставляемые инвалидам с освобождением от оплаты.
При этом, по сведениям, предоставленным Минздравсоцразвития России, все указанные выше мероприятия по медицинской реабилитации являются видами медицинской помощи. При этом реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование относятся к высокотехнологичным видам медицинской помощи.
Принимая во внимание, что реабилитация инвалида должна осуществляться в строгом соответствии с индивидуальной программой реабилитации, при этом, указанная в индивидуальной программе истицы мера реабилитации "протезирование левого предплечья" (л.д.7), относится к высокотехнологичному виду медицинской помощи, ее реализация в силу указанных выше положений Регламента не может быть возложена на ответчика.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В данном Перечне в качестве технического средства реабилитации указаны протезы и ортезы (п.8).
Согласно Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду, в целях определения компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013г. N 214н, предусмотрены следующие технические средства реабилитации: "протез предплечья косметический", "протез предплечья активный", "протез предплечья рабочий", "протез предплечья с внешним источником энергии" (8-06- 8-08).
Вместе с тем, из индивидуальной программы реабилитации инвалида не следует, что истица нуждается в предоставлении технических средств медицинской реабилитации (л.д.7).
Из заключения врачебной комиссии от "дата" усматривается, что истица нуждается в эндопротезировании левого плечевого сустава (л.д.17), в заявлении на оказание государственной услуги истица указала на предоставление ей технического средства реабилитации в виде протеза предплечья левой руки (рабочий), в заседании судебной коллегии истица пояснила, что нуждается в предоставлении протеза предплечья левой руки активного.
Поскольку из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ответчик обязан бесплатно обеспечивать инвалидов только теми техническими средствами реабилитации, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации и Классификацией, утв.Приказом N215н от 24.05.2013 года, вместе с тем, из представленных в материалы дела документов не усматривается, в предоставлении какого именно протеза нуждается истица в соответствии с вышеуказанной Классификацией, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ ответчика в обеспечении истицы техническим средством реабилитации являлся правомерным.
Принимая во внимание правомерность отказа ответчика в предоставлении истице технических средств реабилитации, а также то обстоятельство, что требования истца о компенсации морального вреда фактически основаны на несвоевременном обеспечении истицы техническим средством реабилитации, судебная коллегия также не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда.
Довод апелляционной жалобы истицы о том, что ранее до "дата" она обеспечивалась ответчиком техническим средством реабилитации в виде протеза левого предплечья, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку не имеет правового значения при разрешении спора по существу.
Довод апелляционной жалобы истицы о том, что отказ ответчика в обеспечении ее техническим средством реабилитации противоречит Административному регламенту, утв.Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2014 года N 657н, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, индивидуальной программой реабилитации истца обеспечение техническими средствами реабилитации не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.