Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.
Белоногого А.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6754/2014 по апелляционной жалобе администрации " ... " района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года по заявлению Зайцева И.К., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних З.Н., З.В., З.А., об оспаривании распоряжения администрации " ... " района Санкт-Петербурга о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения заявителя, представителя заявителя - адвоката Соболевой М.В. (по ордеру), представителя заинтересованного лица администрации " ... " района Санкт-Петербурга - Кругликовой О.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцев И.К., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей З.Н., З.В., З.А., обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором, после уточнения требований в соответствии со статьёй 39 ГПК Российской Федерации, просил признать незаконным распоряжение администрации " ... " района Санкт-Петербурга от "дата" N ... о снятии Зайцева И.К. и его несовершеннолетних детей З.А., З.В. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав, Зайцева И.К. просил возложить на администрацию " ... " района Санкт-Петербурга обязанность восстановить Зайцева И.К., несовершеннолетних З.В., З.А. на учете, а также включить в учётное дело несовершеннолетнего З.Н. в целях получения льготы, предоставляемой многодетным семьям.
В обоснование поданного в суд заявления Зайцев И.К. ссылался на то обстоятельство, что состоял на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений в составе семьи с "дата" года; несовершеннолетние дети заявителя З.В., З.А. также были приняты на данный вид учёта; после рождения третьего ребенка, заявитель обратился в администрацию района с заявлением о включении несовершеннолетнего З.Н. в учётное дело, однако "дата" из письма администрации " ... " района Санкт-Петербурга от "дата" заявителю стало известно о снятии его и его несовершеннолетних детей с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В этом же письме заявителю сообщалось, что при определении его жилищной обеспеченности администрацией учтена площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности родителям Зайцева И.К.
По мнению Зайцева И.К., администрацией района при вынесении оспариваемого решения не принято во внимание то обстоятельство, что он принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях до введение в действие ЖК Российской Федерации как проживающий в коммунальной квартире; площадь квартир, принадлежащих его родителям на праве собственности, не подлежит учёту при определении уровня его жилищной обеспеченности, поскольку ни он, ни его дети не имеют имущественных прав в отношении указанных жилых помещений, никогда в них не вселялись; регистрация родителей по адресу коммунальной квартиры носила формальный характер, фактически родители совместно с ним в квартире не проживают.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года требования Зайцева И.К. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация " ... " района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Представитель органа опеки и попечительства - местной администрации ВМО Санкт-Петербурга муниципальный округ " ... ", привлечённого судом к участию в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом посредством факсимильной связи (л.д. " ... ").
Согласно статьям 257 (ч.2), 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав пояснения заявителя и его представителя, представителя районной администрации, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке, выданной "дата" Отделом вселения и регистрационного учёта Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство " ... " района", Зайцев И.К. зарегистрирован по месту жительства с "дата" года в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес", в которой занимает на условиях социального найма комнату площадью " ... " кв.м. Совместно с ним зарегистрированы: З.Л. (мать заявителя), З.К. (отец), З.Д. (брат), несовершеннолетние дети заявителя З.В. "дата" года рождения, З.А. "дата" года рождения, З.Н. "дата" года рождения (л.д. " ... ").
Указанное жилое помещение предоставлено матери заявителя З.Л. на основании ордера N ... , выданного "дата" Исполнительным комитетом Ленинградского городского Совета народных депутатов на семью из трёх человек, включая мужа З.К., сына З.Д. (л.д. " ... ")
Решением от "дата" З.Л. с составом семьи из 3-х человек приняты на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающие в коммунальной квартире и занимающие комнату площадью " ... " кв.м. (л.д. " ... ")
В N ... году на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений в составе семьи З.Л. принят заявитель Зайцев И.К. (л.д. " ... ").
Распоряжением администрации " ... " района Санкт-Петербурга от "дата" N ... на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений приняты (включены в учётное дело) несовершеннолетние дети заявителя З.В. N ... года рождения, З.А. N ... года рождения (л.д. " ... "
Согласно свидетельству о государственной регистрации права отец заявителя З.К. на основании договора купли-продажи от "дата" является собственником " ... " квартиры, расположенной по адресу: "дата", общей площадью " ... " кв.м. (жилая площадь " ... " кв.м.), а также двухкомнатной квартиры N ... , общей площадью " ... " кв.м., в том числе жилой " ... " кв.м., в доме "адрес", приобретённой по договору купли-продажи от "дата" (л.д. " ... ").
Матери заявителя З.Л., в соответствии с представленной Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу выпиской из ЕГРП, на основании договора дарения от "дата" принадлежит " ... " квартира по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м. в том числе жилой " ... " кв.м. (л.д. " ... ").
Зайцев И.К. обратился в администрацию " ... " района Санкт-Петербурга с просьбой принять на учёт в составе семьи (включить в учётное дело) его несовершеннолетнего сына З.Н. N ... года рождения.
Администрация " ... " района Санкт-Петербурга письмом от "дата" N ... уведомила Зайцева И.К. об отказе в принятии несовершеннолетнего З.Н. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о снятии всех остальных членов семьи Зайцевых с учёта, в связи наличием у родителей заявителя - З.К. и З.Л. в собственности жилых помещений по указанным выше адресам, площадь которых подлежит учёту при определении уровня жилищной обеспеченности заявителя и членов его семьи, при этом, как указывал заместитель главы администрации, поскольку действовавшие до введения в действие Жилищного кодекса РФ Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённые Исполкомом Ленгорсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 07.09.1987 N 712/6 (пункт 29.1) предусматривали такое основание для снятия граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий как достижение уровня обеспеченности жилой площади, равного или более установленного норматива предоставления жилых помещений (9 кв.м. жилой площади на каждого члена семьи), то " ... " кв.м. жилой площади, приходящихся на каждого члена семьи, зарегистрированного в квартире "адрес", позволяют считать их обеспеченными жилой площадью (л.д. " ... ").
Удовлетворяя заявление Зайцева И.К., суд первой инстанции пришел к выводу, что при определении уровня жилищной обеспеченности заявителя и его несовершеннолетних детей, в расчет подлежит включению только жилая площадь занимаемой ими комнаты в коммунальной квартире по адресу: "адрес" (жилая " ... " кв.м.), без учета площади квартир, принадлежащих на праве собственности родителям заявителя З.Л., З.К.
Данный вывод суд обосновал тем, что родители заявителя не относятся к членам его семьи; поскольку выехали из указанной коммунальной квартиры на постоянное проживание в другое жилое помещение, что подтверждалось показаниями допрошенных судом свидетелей. При этом, как указал суд в постановленном по делу решении, общей уровень обеспеченности жилым помещениями заявителя следует определять исходя из площади жилых помещений, правами на которые располагает сам заявитель и члены его семьи, но не близкие родственники, совместно с ним не проживающие.
Приведённые в решении выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 3- 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Эта же норма Федерального закона предусматривает, что указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации, с учетом приведённых в ней положений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", это положение закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учёт для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учёт.
Как следует из материалов учётного дела квартира по адресу: "адрес" приобрела характеристики коммунальной квартиры, вследствие решения Отдела по учёту и распределения жилой площади " ... " райисполкома г. Ленинграда от "дата", принятого по заявлению З.Л. о заключении отдельного от родителей ( Б.Е. и Б.П.) договора социального найма на комнату площадью " ... " кв.м., и выдачи "дата" соответствующего ордера на право занятия указанной комнаты (л.д. " ... ").
На момент рассмотрения жилищной комиссией " ... " райисполкома г. Ленинграда вопроса о принятии З.Л. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий - "дата" порядок и основания принятия на такой учёт определялись Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утверждёнными решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 22.04.1985 N 201/3, согласно пункту 16.1 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане постоянно, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде и занимающие жилую площадь 5,5 кв.м. и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.
Пункты 16.2., 16.3 этих же Правил допускали возможность принятия на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан проживающих в коммунальных квартирах только определённых категорий - участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним в установленном законом порядке; инвалидов труда I и II групп и инвалидов I и II групп общего заболевания; семей, имевших в своём составе лиц, проработавших весь период блокады на предприятиях, организациях, в учреждениях Ленинграда, если они занимали жилую площадь 6 кв.м. и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, а также инвалидов Великой Отечественной войны всех групп и лиц, к ним приравненных и одиноких женщин-фронтовичек, которые в период Великой Отечественной войны отслужили в качестве военнослужащих в действующей Советской Армии или партизанских соединениях не менее года (имеющие ранения - независимо от срока службы) и не создали своей семьи - независимо от размера занимаемой площади.
Как видно из заявления З.Л. и приложенных к нему документов (л.д. " ... "), никто из членов её семьи к указанной в пунктах 16.2. 16.3 Правил категории граждан не относился.
Решение жилищной комиссией " ... " райисполкома г. Ленинграда от "дата" о постановке З.Л. и членов её семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, принималось исходя из пункта 16.1 Правил - на каждого члена семьи приходилось менее 5,5 кв.м. жилой площади.
С учётом приведённых выше норм права и установленных по делу обстоятельств, следует признать несостоятельным довод заявителя о том, что основанием принятия его и членов его семьи на учёт послужил сам факт проживания в коммунальной квартире без учёта уровня их жилищной обеспеченности (л.д. " ... ").
Таким образом, администрация " ... " района Санкт-Петербурга при получении сведений о приобретении родителями Зайцева И.К. в собственность квартир и принятии решения о снятии заявителя и его детей с учёта нуждающихся в жилых помещениях, обоснованно не приняли во внимание обстоятельство проживания заявителя в коммунальной квартире и руководствовались размером приходящейся на каждого зарегистрированного по месту жительства в квартире N ... (комната " ... " кв.м.) в доме "адрес" доли площади жилых помещений.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действия ЖК Российской Федерации Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утверждённых Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, гражданин, принятый на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, мог быть снят с этого учёта либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Под таким основанием для снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях как улучшение гражданином жилищных условий (пункт 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по той норме, которая установлена действующим законодательством (применительно к г. Санкт-Петербург - минимальному размеру общей площади жилого помещения, указанному в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65), но не по норме, установленной статьёй 38 ЖК РСФСР и Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утверждённых Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 (9 кв.м. жилой площади).
Иное толкование части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, в частности, применяемое администрацией " ... " района Санкт-Петербурга при расчёте уровня жилищной обеспеченности заявителя и членов его семьи, давало бы возможность гражданам, принятым на учёт до 01 марта 2005 года получать на условиях социальной найма жилые помещения (квартиры) без учёта площади мест вспомогательного использования квартир - исходя из нормы предоставления, исчисляемой из минимального размера жилой площади помещения, что в определённых случаях ставило бы таких граждан в неравное положение по сравнению с лицами, обеспечиваемыми жилыми помещениями по норме предоставления, приравненной к минимальному размеру общей площади жилого помещения.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учёт в соответствии с законодательством, действующим на территории Санкт-Петербурга до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учёта), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" норма предоставления, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичное условие определения жилищной обеспеченности содержится в части 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно части 1 статьи 69 ЖК Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Исходя из смысла приведённой выше нормы, права и обязанности, установленные частями 2 и 4 статьи 69 ЖК Российской Федерации (равные с нанимателем), приобретают супруг, дети, родители нанимателя и иные лица (родственники), которые вселены в жилое помещение и постоянно с ним проживают.
З.Л. снята с регистрационного учета по адресу коммунальной комнаты "дата" (л.д. " ... "), то есть после принятия оспариваемого заявителем решения о снятии семьи с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Таким образом, жилая площадь, приобретенная З.К., З.Л. в собственность подлежит учету при определении уровня жилищной обеспеченности Зайцева И.К. и его несовершеннолетних детей, как членов одной семьи.
Учитывая, что приобретённая З.Л. " ... " квартира имеет общую площадь " ... " кв.м., находящиеся в собственности З.К. квартиры имеют общую площадь соответственно " ... " кв.м. и " ... " кв.м., уровень обеспеченности заявителя и каждого из членов его семьи общей площадью жилого помещения составляет 21,9 кв.м. " ... ", где " ... " кв.м. - сумма площади занимаемой заявителем и членами его семьи жилой комнаты " ... " кв.м. и размера приходящейся на них доли площади в местах общего пользования квартирой, исчисленной согласно Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утверждённой Приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 N 80-п: " ... "
Определённый в соответствии с приведённым выше расчётом уровень обеспеченности заявителя и его несовершеннолетних детей общей площадью жилого помещения позволял районной администрации принять решение о снятии заявителя и его детей с учёта нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 ноября 2014 года по делу N 2-6754/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Зайцева И.К., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних З.Н., З.В., З.А., об оспаривании распоряжения администрации " ... " района Санкт-Петербурга от 27 марта 2014 года N ... о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.