Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
с участием прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры
ОвчинниковойЛ.Д., Пошурковой Е.В.
Войтюк Е.И.
при секретаре
Кучинской А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1925/2014 по апелляционной жалобе Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014г. по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения представителя Администрации Красносельского района - Эбель И.С., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2015 год территорию в "адрес", а также в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории в "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга была проведена проверка по обращению граждан по факту несанкционированного размещения отходов на территории Красносельского района Санкт-Петербурга. Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга по поручению природоохранной прокуратуры был осуществлен осмотр территории водоохранной зоны водного объекта - реки Красненькой, в ходе которого было установлено, что в "адрес" расположена несанкционированная свалка строительных отходов (грунт, бой бетона, бой асфальта, бетонные блоки, отработанные автомобильные покрышки, древесные отходы). Часть указанной территории прилегает к береговой полосе реки Красненькой. Отходы сброшены на почвенный покров, на территории общего пользования. Ориентировочная площадь несанкционированной свалки составляет 3га. В адрес главы администрации Красносельского района направлен запрос о включении указанной территории в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год, однако ответчиком сведения не представлены.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014г. Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга обязана в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2015 год территорию в "адрес", а также в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории в створе "адрес".
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, с учетом того, что представители 3-их лиц КУГИ Правительства Санкт-Петербурга, МАМО Южно-Приморский, Комитета Финансов Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом телефонограммой, доказательств уважительности причин отсутствия не представили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Администрации, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Oб охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Федеральный закон от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.21 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу положений ч.1 ст.51 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1078 от 26.08.2008г. утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, на основании п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп.2.3.8., 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач пл. 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно пп.3.4.75. Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
На основании п.6.3. Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N196-р от 15.02.2001г. "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Из материалов дела следует, что "дата". председатель МОО "Зеленый Фронт" В. обратился к главе Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о выявлении на участке: въезд "адрес" несанкционированного размещения отходов (л.д.35).
"дата" Администрация Красносельского района обратился к прокурору Красносельского района с требованием о принятии мер по прекращению любой хозяйственной деятельности на территории: "адрес" указав, что в результате проведенной "дата". проверки было установлено, что на территории установлен ввоз строительных отходов (грунт, глина) ( л.д.36).
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга проведена проверка по информации СМИ (ТВ 100, репортаж от 21.11.2013г.) о выявлении несанкционированной свалки в водоохранной зоне "адрес"
Из ответа, направленного Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга по запросу прокуратуры, следует, что в ходе проверки государственными инспекторами по охране природы был осуществлен выезд на территорию, указанную в обращениях председателя МОО "Зеленый Фронт" В. и выявлены несанкционированные свалки отходов по следующим адресам: "адрес" (грунт, бой бетона, бой асфальта, бетонные блоки, отработанные автомобильные покрышки, древесные отходы). Часть указанной территории находится в водоохранной зоне "адрес" и прилегает к береговой полосе "адрес" в районе автостоянки ООО "М-Авто". Площадь свалки ориентировочно составляет 3га. Отходы сброшены на почвенный покров. Для принятия мер по ликвидации свалок и недопущению их повторного образования на территориях общего пользования направлено письмо в администрацию Красносельского района (л.д. 6-7).
Из ответа, направленного "дата". Администрацией Красносельского района природоохранному прокурору, следует, что Администрация неоднократно проводила выездные проверки по адресу: "адрес" и береговая линия "адрес". Результаты проверок направлены в УМВД Росси по Красносельскому району, прокуратуру Красносельского района Санкт-Петербурга. В связи с тем, что данный участок имеет ведомственную принадлежность и является территорией строительства депо СПБ ГУП" Петербургский метрополитен", он не включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок ( л.д. 52).
"дата" природоохранный прокурор обратился к главе "адрес" с требованием о предоставлении в срок до "дата" сведений о включении в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок администрации района несанкционированную свалку на территорию "адрес" ( л.д. 9).
Из представленной в материалы дела адресной программы ликвидации несанкционированных свалок на территории Красносельского района на 2014г. следует, что вышеуказанная территория в адресную программу не включена ( л.д. 53-60).
Из представленной Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в материалы дела справки следует, что в результате осмотра, проведенного "дата". на территории: "адрес", зафиксированы наличие отходов на поверхности участка: строительные отходы, грунт с вкраплениями строительных отходов, отходы металлического лома, древесные отходы от разборки зданий, глина, отработанные покрышки (л.д.106-108).
Из представленного в материалы дела акта по обследованию территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО "Южно-Приморский" от "дата". усматривается, что в ходе проведенной проверки по обследованию территории по адресу: "адрес", была установлена несанкционированная свалка отходов производственного происхождения: грунта, бой железо-бетонных изделий, арматура, остатки пиломатериалов большая часть свалки представляет неравномерные насыпи грунта, установлено наличие единичных объектов бытовых отходов -автомобильные покрышки, пластиковые бутылки, полиэтилен ( л.д. 154-158).
Согласно справке начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" в ведомственной структуре расходов администрации на 2014 и 2015гг. финансовые средства на ликвидацию несанкционированных свалок на территории района не предусмотрены (л.д. 158).
Возражая против заявленных требований, Администрация указывала, что из ответа, поступившего из Управления (Агентство) недвижимого имущества следует, что в 2012 и 2013гг. договоры аренды на земельные участки, расположенные на территории в "адрес" не оформлялись, в то же время решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от "дата". удовлетворен иск КУГИ к ООО "М-Авто" о выселении ООО "М-авто" с занимаемого земельного участка, расположенного по адресу : "адрес", возбуждено исполнительное производство. Также по сведениям Администрации на территории земельного участка в 2013г. находилась автостоянка ООО "АвтоСевер". Согласно действующему законодательству арендатор земельного участка обязан содержать его в надлежащем состоянии. Также Администрация полагала, что является ненадлежащим ответчиком по делу в соответствии с Положением об администрациях районов ( п. 2.3.8, 2.3.9,2.4.4, 3.4.68,3.4.75), Федерального закона "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления". Также ответчик указал, что п.7.2 Приложения к Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2013г. "О бюджете Санкт-Петербурга на 21014год и на плановый 2015 и 2016 годов" предусмотрены расходные обязательства внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга по благоустройству территории МО, связанному с обеспечением санитарного благополучия населения, в том числе, по участи в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории МО. МО согласовали адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Красносельского района на 2014г за счет бюджета МО.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, подтверждающие наличие свалки, которая не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Красносельского района и работы по устранению которой возложены на ответчика и на дату рассмотрения спора ответчиком не организованы, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств того, что территория, на которой располагается несанкционированная свалка, относится к территории общего пользования.
Судебная коллегия полагает данный довод жалобы несостоятельным, поскольку как следует из ответа Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, указанная территория ( "адрес") относится к территории общего пользования Красносельского района. В ходе рассмотрения спора ответчиком указанное обстоятельство не оспаривалось, представлены документы, что ранее земельные участки на указанной территории сдавались в аренду юридическим лицам.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что обязанность ликвидации несанкционированных свалок отходов возложена в силу Федерального закона от 6.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013г. "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на органы местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает данный довод жалобы ответчика несостоятельным, поскольку в соответствии с указанными выше федеральными законами к полномочиям муниципальных образований относятся ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора, в то время, как из представленных в материалы дела актов проверок и справок следует, что на территории в "адрес" находится несанкционированная свалка строительных отходов.
Довод апелляционной жалобы о том, что термин "мусор" подразумевает любые отходы, включая твердые остатки сырья, материалов, иных изделий, утративших свои потребительские свойства, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку он противоречит определениям, данным указанному термину в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ( введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001г. N 607-ст).
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что в связи с внесенными Законом N 122-ФЗ от 22.08.2004г. изменениями в настоящее время органы местного самоуправления наделены полномочиями по правовому регулированию в области обращения с отходами обязанность, таким образом, и полномочия по ликвидации несанкционированных свалок не возложены на администрации районов.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по данному доводу жалобы, поскольку изменений в полномочия органов местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора вышеуказанным законом не вносилось, таким образом, распоряжение губернатора Санкт-Петербурга N196-р от 15.02.2001г. не отменяет обязанность администрации районов Санкт-Петербурга по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок ( п. 6.3 Распоряжения).
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что не составляет адресные программы по ликвидации несанкционированных свалок ввиду отсутствия полномочий, в то же время Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (абз. 11 подп. 9 п. 2 ст. 10 Закона).
Судебная коллегия полагает данный довод жалобы несостоятельным, поскольку к компетенции муниципальных образований отнесено составление адресных программ по ликвидации твердых бытовых отходов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.