Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.
судей областного суда Печко А.В., Белик Н.В.
при секретаре К
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" " ДД.ММ.ГГГГ" гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по "адрес" на решение Центрального районного суда "адрес" от " ДД.ММ.ГГГГ", которым суд признал принятым на учет в УВД "адрес" (отдел полиции N "Центральный"" УМВД России по городу Новосибирску до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ППГ.
Отменено решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ утвержденное распоряжением ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ППГ.
ППГ признан имеющим право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 6 федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации.
ГУ МВД России по "адрес" было обязано включить ППГ в список сотрудников состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 6 федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЫЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации с даты обращения с заявлением, т.е. с 03.09.2013г.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения представителя ГУ МВД РФ по НСО, объяснения ППГ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ППГ обратился с иском к ГУ МВД РФ по НСО. Просил признать его принятым на учет в УВД "адрес" (отделе полиции N Центральный" УМВД России по "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признать его имеющим право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения лили строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 6 федерального закона от 19.07.2011г. N247 -ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. утверждённой распоряжением ГУ от ДД.ММ.ГГГГ. N отношении ППГ.
Обязать ГУ МВД России по "адрес" включить ППГ в список сотрудников состоящих на учёте в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст.6 федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации, с 03.09.2013г.
В обоснование указал, что служил в органах внутренних дел "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., работал в УВД "адрес", уволен по состоянию здоровья по выслуге лет, дающей право на пенсию. Выслуга на день увольнения составила 18 лет. С 1986 г. с момента поступления на службу проживал в общежитии по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ поставлен по месту службы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий., что подтверждается выпиской из книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Центрального РОВД "адрес". В 2013 г. обратился с заявлением к ответчику о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 6 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N247-ФЫЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации, с 03.09.2013г. т.к. встал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы до 01.01.2005г. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ утвержденной распоряжением ГУ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Центральный районный суд, "адрес" постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по "адрес" просило решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, т.к. судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Полагает указание суда о том, что ответчик располагал сведениями о том, что ППГ состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ не обосновано и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в журнале учета нет сведений о каком-либо принятом решении в отношении истца, а так же не указано подавались ли вместе с рапортом какие-либо документы, которые подтверждали нуждаемость ППГ, так как сама по себе подача рапорта не является признанием истца нуждающимся.
Указывает, что решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ истцом не было обжаловано в установленном законом порядке.
Считает, при вынесении решения суд вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку истцом исковые требования в части отмены решения ЦЖБК ГУ МВД России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного распоряжением ГУ МВД России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ N, не заявлялись и не уточнялись, так же не решался вопрос о пропуске срока, предусмотренного главой 25 ГПК РФ.
На апелляционную жалобу от ППГ поступили возражения, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по "адрес" без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, в судебном заседании установлено, что ППГ является пенсионером МВД России. В органах внутренних дел, непосредственно в "адрес" проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копией послужного списка (л.д.12). Уволен из органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом РФ "О милиции", по ст. 19 пункт "в" (по состоянию здоровья - по выслуге лет, дающей право на пенсию) приказом N л/с от ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет на момент увольнения из органов составила 18 лет. Единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения ранее ППГ не предоставлялась.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ППГ обратился к начальнику ГУ МВД России по "адрес" с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением документов указанных в п.п. "а-ж" п.5 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 (ред. от 25.03.2013) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Подачу документов совместно с заявлением, предусмотренных указанным Постановлением Правительства РФ, ответчик не оспаривает, но в подтверждение доводов об обоснованности отказа ППГ в постановке на учет указывает на отсутствием среди приложенных документов выписки из протокола заседания из ЖБК о постановке ППГ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД России до ДД.ММ.ГГГГ г.
Аналогичное основание отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения указано и в выписке из решения Центральной жилищнобытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ утвержденной распоряжением ГУ от ДД.ММ.ГГГГ N. и в протоколе N заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
Суд посчитал такой отказ ППГ неправомерным, противоречащим п.5 раздела II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 (ред. от 25.03.2013) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", кроме того у ППГ не просто отсутствовала необходимость предоставления выписки из протокола заседания ЖБК о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не имелось возможности предоставить такой протокол, поскольку он не сохранился ни в отделе полиции Центральный N1, ни у ответчика, ни у третьего лица.
Как следует из ответа ОП N "Центральный" УМВД России по "адрес" предоставить протоколы решения ЖБК Центрального РОВД "адрес" не представляется возможным, остальная документация была передана в тыл Управления МВД России по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ППГ обратился в Управление МВД России по "адрес" с просьбой предоставить ему выписку из решения ЖБК о постанове на очередь на получение жилья в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В ответ на данный запрос Управление МВД России по "адрес" направило в адрес ППГ выписку из книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Центрального РОВД "адрес".
Согласно книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Центрального РОВД "адрес" - данная книга зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ и в списке под N записан гражданин ППГ Основанием постановки на учет данного гражданина указан рапорт от ДД.ММ.ГГГГ Протокол заседания ЖБК отдела полиции N "Центральный" о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в отношении ППГ не сохранился.
Суд первой инстанции не принял ссылку ответчика на "Методологические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению" как на обоснование правомерности требования к ППГ о предоставлении выписки из протокола заседания ЖБК отдела полиции N "Центральный" о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, т.к. Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223), обладающие большей юридической силой, не содержат требования о необходимости предоставления выписки из протокола заседания ЖБК.
А отказ ППГ в постановке на учет для получения единовременной выплаты по причине несоответствия представленного пакета документов перечню, указанному в постановлении Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N и в методических рекомендациях МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции посчитал противоречащим Правилам.
Поскольку согласно п.16 Правил отказ в принятии сотрудника органов внутренних дел на учет для получения единовременной выплаты допускается в единственном случае, когда представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий необходимых для принятия сотрудника на такой учет, но ответчик о таких обстоятельствах суду не заявлял.
Суд установил, что ответчик располагал сведениями о том, что ППГ состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ г., точнее с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147-148), осведомленность подтверждается также предоставленной в суд книгой учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.146).
Кроме того, от третьего лица Управления МВД России по городу Новосибирску в материалы дела предоставлена выписка из книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.41) содержащая список общей очереди сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года и вставших в очередь на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41).
Согласно данной выписки ППГ состоит в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий под N 25, основанием постановки на очередь указан рапорт от ДД.ММ.ГГГГ г.
Факт постановки на учет ППГ ДД.ММ.ГГГГ как нуждающегося в улучшении жилищных условий подтверждается выпиской книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.41), копией книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.145).
Согласно акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ установлено (л.д.42) что семья ППГ состоящая из 4 человек занимает 2 комнаты в общежитии по "адрес", общей площадью 34.9 кв.м., вселились на основании ордера N (л.д. 87), зарегисрированы в общежитии (л.д.44). Иного недвижимого имущества в "адрес" и НСО истец и члены его семьи не имеют (л.д.88-97).
Допрошенные судом свидетели пояснили, что по состоянию на 1991 г. истец состоял на очереди на улучшение жилья по месту службы, поставлен на очередь в 1987 г., после того как у него родился ребенок, проживал в общежитии по "адрес".
Из чего суд сделал вывод, что ППГ соответствовал требованиям, предъявляемым ст. 4, 6 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями.
Согласно ст. 44 Ф3 "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N247-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
По п.5 ст. 4 указанного Федерального закона N247-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.5 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее по тексту "Правила предоставления"), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ г., принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
При этом, к заявлению должен прилагаться список документов, предусмотренных подпунктами "а"- "ж" вышеуказанного пункта Правил предоставления.
Как предусмотрено ст. 4 Федерального закона N247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 2 ст. 4 Федерального закона N247-ФЗ).
Как предусмотрено ст. 6 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Как указано в разъяснениях п. 1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).
Как следует из пункта 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 (ред. от 25.03.2013) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Аналогичное указание на изготовление решений комиссий в виде протоколов указано и в абзаце 5 раздела II "Методологических рекомендаций по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции решил признать ППГ принятым на учет в УВД "адрес" (отдел полиции N "Центральный"" УМВД России по городу Новосибирску до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ППГ Отменил решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного распоряжением ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ППГ Признал ППГ имеющим право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 6 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации и обязал ГУ МВД России по "адрес" включить ППГ в список сотрудников состоящих на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 6 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" с даты обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются представленными материалами дела, они уже являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не опровергают правильность его выводов, фактически сводятся к переоценке правильных по существу выводов суда, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и о незаконности обжалуемого решения не свидетельствуют.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены правильно, представленным доказательствам дана соответствующая правовая оценка, правильно применен закон, нарушений норм материального и процессуального права, непосредственно влекущих отмену решения, не установлено, постольку решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда, "адрес" от " ДД.ММ.ГГГГ" - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД России по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.