Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Дроня Ю.И.,
судей Кузьменка А.В., Плужникова Н.П.,
при секретаре Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск БВС, БНД, САВ, действующей в интересах несовершеннолетней СДД, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворен.
Признано за БВС, БНД и СДД право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение - "адрес", расположенную по адресу: "адрес" городка, "адрес", общей площадью 63,0 кв.м., жилой площадью 38,4 кв.м., в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б B.C., БНД, САВ, действующая в интересах несовершеннолетней СДД, обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указали, что они проживают в трехкомнатной "адрес", общей площадью 63,0 кв.м., жилой площадью 38,4 кв.м, на основании контрольного талона к ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ. выданного КЭЧ "адрес". Согласно выписке из ЕГРП на спорную квартиру данные отсутствуют. Они направили во 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" заявление с просьбой заключить договор на передачу квартиры в собственность граждан бесплатно в порядке приватизации, либо передать квартиру в собственность согласно требований ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", однако получили отказ, в связи с тем, что собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. Они вселены в предоставленную им квартиру, постоянно проживают в ней, исполняют обязанности нанимателя и членов его семьи.
На основании изложенного истцы просили признать за ними право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" городка, "адрес", в порядке приватизации.
Судом постановлено вышеуказанное решение суда, с которым не согласен представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", Территория Военного городка, "адрес" предоставлено БВС на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ выданного на основании решения КВО N от ДД.ММ.ГГГГ на период исполнения должностных обязанностей.
Ссылаясь на ст.93 ЖК РФ, автор апелляционной жалобы считает, что если помещение предоставлено на время исполнения трудовых обязанностей, то по окончанию трудовых отношений работник не имеет никаких прав на жилое помещение, тем более требовать признания права собственности на объект.
Кроме того, согласно Указаниям Министра обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ в целях безусловного выполнения поручений Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещения из специализированного жилищного фонда запрещено.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, так как жилищный фонд Вооружённых Сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации.
Ссылаясь на ч.1 ст.125 ГК РФ, Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", п.71 Положения, утверждённого вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом", апеллянт обращает внимание на то, что полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам Министерству обороны Российской Федерации не делегировано, соответственно, такое полномочие не могло быть делегировано Министерством обороны Российской Федерации подведомственному учреждению - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
По мнению автора апелляционной жалобы, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ч.1). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законом (ч.2).
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
С учетом положений, предусмотренных ст.ст. 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации, а также, в соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Статья 40 Конституции РФ закрепляет следующие основные положения: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.ст. 35 и 40 Конституции РФ, право на жилище - гарантированная законом возможность приобретения гражданином жилища по тем или иным основаниям и стабильного пользования им в условиях свободы выбора места жительства и цивилизованной среды обитания при обеспечении государством гарантии неприкосновенности жилища и недопущения произвольного его лишения, а также устанавливающих, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ.
Согласно подпункту "о" пункта 2 указанного Постановления именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.
Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Как следует из подпункта 43 пункта 7 указанного Положения, Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно подпункту 68 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.
В силу подпункта 1 пункта 8 указанного Положения Министерство обороны РФ в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно подпункту 9 пункта 10 указанного Положения Министр обороны РФ также имеет право издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из анализа вышеприведенных норм суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения (заключение договоров социального найма).
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен таким нормативным актом, а именно Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ".
Как усматривается из материалов дела, КЭЧ "адрес" прекратило деятельность юридического лица. Ранее указанное учреждение наделялось полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, в соответствие с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Приказом Министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ г., уполномоченным органом по реализации в Вооруженных Силах РФ обеспечения жильем военнослужащих стало являться ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ. КЭЧ "адрес" был выдан контрольный талон к ордеру N БВС на право занятия трехкомнатной "адрес" городка в "адрес", на состав семьи, состоящей из четырех человек, в том числе БНД (жена) - истица по делу, БАВ (дочь) и БДВ (сын) (л.д.8).
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ. истец Б B.C., а также БНД с ДД.ММ.ГГГГ., САВ (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ., БДВ с ДД.ММ.ГГГГ., СДД (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированы в указанной квартире по настоящее время, согласно выписке из домовой книги (л.д.68).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец с семьей были вселены в спорную квартиру на законных основаниях, проживали и продолжают проживать в ней.
При этом, суд правильно указал, что доводы представителя ФГКУ "СибТУИО" Минобороны РФ о не предоставлении истцом доказательств нуждаемости в обеспечении постоянным жилым помещением являются несостоятельными, поскольку нуждаемость семьи истца проверялась при предоставлении данного жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке Управления Росреестра по НСО от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12) на "адрес" городка в "адрес" сведения о зарегистрированных правах собственности отсутствуют.
В соответствии со ст.7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008г. N84-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что обращения истца Б B.C. в ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ, ФГКУ "СибТУИО" Минобороны РФ по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения оставлены без удовлетворения (л.д. 6-7).
Согласно техническому паспорту помещения, составленному Новосибирским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., "адрес" городка в "адрес" имеет общую площадь 63,0 кв.м., жилую площадь 38,4 кв.м., вспомогательную - 24,6 кв.м, (л.д.9-11).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильному выводу о том, что истцы пользуются спорным жилым помещением - квартирой N "адрес" городка в "адрес" фактически на условиях договора социального найма жилого помещения, и иного ответчиками не доказано.
Из материалов дела следует, что истцы с начала приватизации в Российской Федерации на территории "адрес" и в других субъектах РФ право на приватизацию не использовали (л.д. 24-28).
Кроме того, судом установлено, что САВ до брака Б (л.д. 18-19), БДВ дали свое согласие на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: "адрес" городка, "адрес" без их участия и без включения в число собственников (л. д.29-30), каких-либо возражений не предоставили.
Принимая решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, учитывая, изложенное, руководствуясь ст. 46 Конституции РФ, и ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 218 и 223 ГК РФ, Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", "Положением о приватизации жилищного фонда в "адрес"", правомерно признал за истцами право общей долевой собственности на "адрес" в порядке приватизации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, противоречат материалам дела, фактическим обстоятельствам дела, и сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
К тому же, в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение является служебным.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов жалобы, не имеется
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.