Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Печко А.В.
судей областного суда Крейса В.Р., Вегелиной Е.П.
при секретаре К
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" " ДД.ММ.ГГГГ" гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Калининского района, г. Новосибирска на решение Центрального районного суда, "адрес" от " ДД.ММ.ГГГГ", которым суд обязал Администрацию Калининского района г. Новосибирска включить КНА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения представителя КНА, объяснения представителя Министерства Социального развития НСО, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КНА обратилась с иском к Мэрии г. Новосибирска, Администрации Калининского района г. Новосибирска, просила обязать включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать предоставить жилое помещение в черте г. Новосибирска, общей площадью не менее 30 кв.м, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Центральный районный суд, г. Новосибирска постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Калининского района г. Новосибирска просила решение отменить, т.к. суд неправильно установил обстоятельства по делу, в связи с чем, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Не согласная с выводом суда, что КНА в настоящее время относится к категории лиц, указанных в законе 159-ФЗ, поскольку на момент обращения за получением жилья возраст истицы превышал 23 года, поэтому она утратила статус лиц из числа детей-сирот. Считает, что правовых оснований для получения истцом жилого помещения по льготной очереди не имеется, поскольку законодателем круг лиц, из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут обратиться за реализацией своих прав ограничен возрастом от 18 до 23 лет.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в части обязать администрацию "адрес" включить КНА в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В этой части решение подлежит отмене на основании ст. 330 ГПК РФ с постановлением по делу нового решения в этой части об отказе КНА в удовлетворении требования включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В части отказа КНА в иске обязать администрацию "адрес" предоставить жилое помещение в черте "адрес", общей площадью не менее 30 кв.м, на условиях договора найма специализированного жилого помещения решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене либо изменению.
Так согласно материалам дела КНА ( С) Н.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения являлась воспитанницей МКОУ Барышевский детский дом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении.
Из детского дома КНА ( С) Н.А. выпустилась ДД.ММ.ГГГГ и поступила в Колыванское СПТУ "адрес" для дальнейшего обучения, проживала в общежитии при ПТУ-18.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО от ДД.ММ.ГГГГ N в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах СНА ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно справке Администрации Травнинского сельсовета, Доволенского района, Новосибирской области N от ДД.ММ.ГГГГ за КНА ( С) Н.А. жилье не закреплялось и в списках очередников на улучшение или приобретение жилья она не значится.
Лишь ДД.ММ.ГГГГ КНА ( С) Н.А. обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако ей было в этом отказано, поскольку по достижении возраста 23 лет статус лица, оставшегося без попечения родителей, она утратила (л.д.18-19).
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях ...
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск КНА, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, так как при отсутствии доказательств обращения КНА с 23 лет до 31 года за предоставлением жилья, пришел к выводам не соответствующим обстоятельствам дела, неправильно истолковал и применил закон, посчитав: что само по себе достижение лицом установленного законом возраста не может являться основанием для лишения истицы гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение, в связи с чем, ошибочно решил: что КНА ( С) Н.А. следует считать учтенной в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с момента ее обращения с заявлением.
К таким выводам суд первой инстанции пришел вопреки обстоятельствам и требованиям закона, что с 18 лет и до достижения КНА ( С) Н.А. 31 года, она с заявлением о постановке на учет не вставала, никуда не обращалась, доказательств наличия уважительных причин, помешавших встать на учет нуждающихся в жилье по соответствующей категории, в материалах дела не имеется.
На момент первого обращения в "адрес", возраст КНА значительно превышал предельный возраст 23 года, с которым закон ограничивает право на предоставление дополнительных социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, ввиду чего КНА статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей утратила, и право на обеспечение жильем в порядке, установленном нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" унеё - не возникло.
При таких обстоятельствах решение суда в той части, в которой суд обязал Администрацию Калининского района г. Новосибирска включить КНА, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями - подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового решения - об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного решение суда, в части отказа КНА в иске обязать администрацию "адрес" предоставить жилое помещение в черте "адрес", общей площадью не менее 30 кв.м на условиях договора найма специализированного жилого помещения решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене либо изменению.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда, "адрес" от " ДД.ММ.ГГГГ" в части обязать Администрацию Калининского района, г. Новосибирска включить КНА ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями - отменить, постановить в данной части новое решение об отказе КНА в удовлетворении данного требования.
В остальной части решение Центрального районного суда, "адрес" от " ДД.ММ.ГГГГ" - оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Копия верна судья ( Печко А.В.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.