Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.,
судей Никитиной Г.Н., Курановой Л.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 июля 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Поношиновой Галины Петровны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 мая 2015 г., об отказе Поношиновой Галине Петровне в удовлетворении заявления об оспаривании требования Военного комиссариата Новосибирской области о предоставлении документов
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., пояснения заявителя Поношиновой Г.П., представителя заявителя Ткаченко В.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поношинова Г.П. обратилась в суд с заявлением о признании требования о предоставлении документов о нахождении на иждивении незаконным.
В обоснование заявления указано, что Поношинова Г.П. состояла в браке с Поношиновым Ю.В., который скончался 17.08.2011, место смерти: Эстония, Ида-Вируский уезд, волость Люганусе.
19.12.2014 заявитель обратилась в Военный комиссариат Новосибирской области с заявлением о переводе ее на пенсию умершего супруга П., являвшегося пенсионером МО РФ, приложив к заявлению справку о его смерти.
30.12.2014 в адрес Поношиновой Г.П. от начальника отдела военного комиссариата Новосибирской области по Кировскому и Ленинскому районам г. Новосибирска поступило письмо за N 8278 с разъяснениями о необходимости предоставления заявителем сведений, для назначения вышеуказанной пенсии, а именно: свидетельства о смерти П., справки ЖЭУ о составе семьи умершего кормильца, а так же сведений о нахождении членов семьи умершего кормильца на его иждивении.
Поношинова Г.П. полагает, что указанное требование противоречат ст.ст. 29, 51 Федерального закона от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Кроме того, по мнению заявителя, предъявление указанных требований к заявителю выходит за рамки полномочий указанного должностного лица.
Поношинова Г.П. просила суд признать требование представителя Военного комиссариата Новосибирской области о предоставлении заявителем документов о совместном проживании с мужем П., умершим 27.08.2011 и нахождении на его иждивении незаконным, обязать ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" рассмотреть её заявление о назначении пенсии без вышеуказанных документов.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Поношинова Г.П.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 мая 2015 г. и удовлетворении требований заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что требование о предоставлении доказательств о нахождении Поношиновой Г.П. на иждивении умершего супруга, противоречат требованиям ст. 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Выводы суда о не предоставлении Поношиновой Г.П.необходимых документов не соответствуют действительности.
Судом применены положения ст. 37 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" о минимальном размере пенсии, не подлежащим применению в настоящем случае.
По мнению апеллянта, требование о предоставлении дополнительных документов, выходят за рамки, предоставленных начальнику отдела военного комиссариата Новосибирской области по Кировскому и Ленинскому районам г. Новосибирска, полномочий.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) разъяснено, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Из п. 25. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Поношинова Г.П. состояла в браке с П., который скончался 17.08.2011, место смерти: Эстония, Ида-Вируский уезд, волость Люганусе.
19.12.2014 заявитель обратилась в Военный комиссариат Новосибирской области с заявлением о переводе ее на пенсию умершего супруга П., являвшегося пенсионером МО РФ, приложив к заявлению справку о его смерти.
30.12.2014 в адрес Поношиновой Г.П. от начальника отдела военного комиссариата Новосибирской области по Кировскому и Ленинскому районам г. Новосибирска поступило письмо за N 8278 с разъяснениями о необходимости предоставления заявителем сведений, для назначения вышеуказанной пенсии, а именно: свидетельства о смерти П., справки ЖЭУ о составе семьи умершего кормильца, а так же документа о нахождении заявителя на иждивении умершего кормильца (л.д.5).
Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление Поношиновой Г.П. удовлетворению не подлежит.
Суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности требования о предоставлении документов, равно как не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя, либо незаконного возложения на нее каких либо обязанностей.
Судебная коллегия не находит возможным согласиться с выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения абз. 2 ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 о праве Поношиновой Г.П. на пенсию умершего супруга вне зависимости от ее нахождения на иждивении, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Как правильно указано судом первой инстанции, для применения положений абз. 2 ст. 29 указанного закона, необходимо установить обстоятельства, подтверждающие утрату Поношиновой Г.П. источника средств к существованию.
Согласно ч.2 ст. 31 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Из части 1 ст. 51 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" следует, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Частью 1 ст. 52 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Согласно п.п. 2, 4 Положения - военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствии с п.п. 39 п. 17 указанного Положения, основными задачами военных комиссариатов являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Таким образом, разрешение вопроса о соблюдении установленного законом порядка обращения Поношиновой Г.П. с заявлением о назначении пенсии, отнесено к компетенции военного комиссариата Новосибирской области.
Документом, подтверждающим нахождение каких-либо лиц на иждивении военнослужащего, является соответствующая запись в графе 21 послужного списка его личного дела. Независимо от нахождения на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют следующие категории граждан: нетрудоспособные родители и супруг в случае утраты ими после смерти кормильца источника средств к существованию. Факт утраты источника средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом, не состоявшими на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, определяется на день их обращения за пенсией в каждом конкретном случае исходя из их фактического материального положения. Нетрудоспособные родители или супруг, дети которых решением суда освобождены от обязанности оказывать им материальную помощь, считаются утратившими источник средств к существованию, если имеющиеся у них доходы или доля доходов ниже минимального размера пенсии. Факт утраты средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом погибшего (умершего) гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, не состоявшими на его иждивении, определяется путем ознакомления с материальным положением семьи умершего кормильца представителями военного комиссариата района и жилищной эксплуатационной организации либо администрации района или города, результаты которого оформляются заключением. Независимо от размера имеющихся доходов не считаются утратившими источник средств к существованию родители или супруг, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, в том числе проживающих отдельно.
Т.о. при рассмотрении заявления Поношиновой Г.П. органу, в компетенцию которого входит назначение пенсии по потере кормильца, следовало проверить и установить факт смерти кормильца, и факт утраты Поношиновой Г.П. средств к существованию в связи со смертью кормильца.
Материалами дела подтверждается, что Поношиновой Г.П. при обращении за назначением пенсии к заявлению приложена справка о смерти, копия свидетельства о браке. Справка о смерти содержит все реквизиты, указываемые в свидетельстве о смерти, может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт смерти кормильца. Должностному лицу надлежало провести проверку фактического материального положения заявителя с целью определения факта утраты источника средств к существованию в связи со смертью кормильца. Заявитель законом освобождена от представления документов, подтверждающих нахождение её на иждивении военнослужащего.
Т.о. требование о предоставлении документов, подтверждающих нахождение Поношиновой Г.П. на иждивении военнослужащего не основано на законе.
Далее судебной коллегией установлено, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих полномочия начальника отдела военного комиссариата Новосибирской области по Кировскому и Ленинскому районам г. Новосибирска на рассмотрение заявления Поношиновой Г.П.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон обязана доказать свои доводы. К бремени доказывания должностных лиц, чьи действия оспариваются, относится обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, совершенных действий.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, удовлетворению апелляционной жалобы Поношиновой Г.П..
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 мая 2015 г. - отменить.
Постановить новое решение. Признать требования начальника отдела военного комиссариата Новосибирской области по Кировскому и Ленинскому районам г. Новосибирска о представлении свидетельства о смерти кормильца, документов, подтверждающих нахождение Поношиновой Г.П. на иждивении военнослужащего. Обязать ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" устранить нарушение прав Поношиновой Г.П. Апелляционную жалобу Поношиновой Г.П. -удовлетворить.
Председательствующий "подпись" И.Н.Петрунина
Судьи "подпись" Г.Н.Никитина
"подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 33-6280-2015
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.