Судья Новосибирского районного суда г. Новосибирска Разуваева А.Л.,
при секретаре Б.
с участием прокурора Еськовой Ю.С.
рассмотрев жалобу Василенко Е.В. на решение судьи Татарского районного суда г. Новосибирска от 23.03.2015, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО в отношении Василенко Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заслушав объяснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО Гилевой С.Ю., заключение прокурора Еськовой Ю.С.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 23.10.2014 Василенко Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Василенко Е.В. признана виновной в непринятии всех от нее зависящих мер по ул. К. Маркса 128 г. Татарска НСО: по оформлению паспорта отходов 4 класса опасности, по не предоставлению отчётности в органы Росприроднадзора об образовании, использовании и размещении отходов за 2013 г. до 15.01.2014 г.; по отсутствию подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; по не предоставлению распорядительного акта о допуске лиц для работы с отходами; по отсутствию порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами;
Не согласившись с указанным решением, Василенко Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила принятое постановление признать незаконным и отменить как необоснованное. Также Василенко Е.В. подано заявление о восстановление срока для обжалования указанного постановления.
Судьей районного суда постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Василенко Е.В. В обоснование доводов жалобы указала, что государственный инспектор вышел за рамки возбужденного производства, превысил пределы своей компетенции. В результате производственной деятельности образуется только твердый бытовой мусор, на вывоз которого заключен договор. ИП Василенко не имеет полигонов для размещения отходов, никаких отходов не размещает. Прокурорской проверкой полигоны не обнаружены, сведений о наличии иных отходов, кроме ТБО, не добыто. Полагает, что данное правонарушение может быть признано малозначительным.
Изучив материалы административного дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с требованием ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Порядок проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N712.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (п. 3 ст. 15 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно п. 2 ст. 26 Закона N 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ИП Василенко нарушаются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления при осуществлении производственной деятельности, а именно:
- паспорт на отход I-IV класса опасности, образующийся в результате хозяйственной деятельности, не разработан и не утвержден в установленном порядке;
- Василенко Е.В., ответственная за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- отсутствует распорядительный акт о допуске лиц для работы с опасными отходами;
- ИП Василенко не разработан и не согласован с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами; производственный контроль в данной области не организован и не осуществляется.
По итогам проверки межрайонным прокурором вынесено постановление от 02.10.2014 N7-730в-2013 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Василенко. Данные правонарушения прокурор квалифицировал по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении направлено в адрес департамента для рассмотрения дела об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания от 23.10.2014 N 240П/3 ИП Василенко привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, должностное лицо и судья пришли к выводу, что при осуществлении своей деятельности ИП Василенко допущено нарушение требований действующего законодательства санитарно-эпидемиологических требований.
Доводы Василенко Е.В. о переквалификации правонарушения статьи 8.5 на статью 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются несостоятельными и материалами дела не подтверждаются.
Ссылка Василенко Е.В. на то, что она не может составить отчетность об использовании и утилизации отходов, поскольку она их не использует и не утилизирует, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, а равно и используются, обезвреживаются и размещаются, предоставляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее - отчетность) в уведомительном порядке.
Порядок предоставления такой отчетности установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (далее - Порядок).
Данная отчетность содержит полную информацию о массах образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период.
Таким образом, возникновение обязанности представлять отчетность связано с наличием совокупности двух факторов: статуса субъекта малого и среднего предпринимательства и факта образования в деятельности отходов.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ИП Василенко относится к категории малого предпринимательства и в его деятельности образуются различные виды отходов.
Таким образом, ИП Василенко является субъектом, обязанным представлять в уполномоченные органы отчетность.
В жалобе Василенко Е.В. указывает на возможность применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ввиду того, что предприняла все меры по устранению выявленного правонарушения.
В силу положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности деяния, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Учитывая множественность выявленных нарушений, длительный период правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.
Ссылка в жалобе на принятие мер по устранению нарушений не свидетельствуют об отсутствии вины ИП Василенко в совершении правонарушения, поскольку устранение нарушений после выявления совершения заявителем административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, однако они не свидетельствуют о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь стаями 30.7,30.9 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 23.03.2015 оставить без изменения, жалобы Василенко Е.В. без удовлетворения.
Судья А.Л. Разуваева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.