Судья Новосибирского областного суда Разуваева А.Л., рассмотрев жалобу Соколовой О.М. на постановление административной комиссии Кировского района города Новосибирска от 17.03.2015 и решение судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 23.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Кировского района города Новосибирска от 17.03.2015 Соколова О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Согласно постановлению, 12.03.2015 в 14-40 часов начальник ЖЭУ-86 ООО "ТехноМотаж МКД" Соколова О.М. не организовала еженедельную уборку территории дома 42 по ул. Мира от снега, находящегося на обслуживании ЖЭУ 86 ООО "Техномонтаж", то есть совершила правонарушение, предусмотренное статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
Не согласившись с постановлением, Соколова О.М. обжаловала его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 23.04.2015 постановление административной комиссии Кировского района города Новосибирска от 17.03.2015 оставлено без изменения, жалоба Соколовой О.М. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Соколова О.М. просит отменить постановление и решение судьи.
В обоснование доводов жалобы указывает, что не является лицом, на которое возложены обязательства управления многоквартирным домом по ул. Мира, д.42, и должностным лицом, подлежащем привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области". Полагает, что поскольку управляющей организацией по управлению многоквартирным домом является ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом", именно эта организация является ответственным лицом за соблюдение требований, установленных нормативными актами органов местного самоуправления в области благоустройства, для выполнения которых вправе привлекать иных лиц.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно пункту 4.3.3 Правил благоустройства города Новосибирска, утвержденных решение Совета депутатов города Новосибирска N 640 от 27.06.2012, ответственные лица обязаны, в том числе, осуществлять ежедневную уборку, антигололедные мероприятия, и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой территории; проводить осмотр придомовой территории с целью установления возможных причин возникновения дефектов внутриквартальных дорог, тротуаров, дорожек, отмосток, искусственных сооружений, малых архитектурных форм и иных расположенных на придомовой территории объектов, принимать меры по их устранению; выполнять иные требования по содержанию придомовых территорий, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска.
Абзац 2 пункта 1.3 вышеуказанных Правил предусматривает, что под лицами, ответственными за благоустройство прилегающих территорий понимаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) земельных участков, зданий (помещений в них), строений, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, подземных инженерных коммуникаций, нестационарных объектов, иных элементов благоустройства; специализированные организации, осуществляющие выполнение работ по благоустройству территории (далее - специализированные организации), должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных работ либо организация и (или) контроль их выполнения; физические и юридические лица, осуществляющие выполнение земляных, строительных и иных работ, влекущих за собой нарушение благоустройства территорий.
В соответствии со статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях Соколовой О.М. вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
С данным выводом административного органа и судьи районного суда согласиться нельзя.
12.03.2015 в отношении Соколовой О.М., начальника ЖЭУ-86 ООО "ТехноМонтаж МКД", составлен административный протокол N 152, согласно которому 12.03.2015 Соколова О.М. не организовала уборку ежедневно территории дома по ул. Мира, 42 от снега.
17.03.2015 административной комиссией Кировского района города Новосибирска в отношении Соколовой О.М., как начальника ЖЭУ-86 ООО "ТехноМонтаж МКД" вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Согласно пункту 1.3 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных Решением Совета Депутатов г. Новосибирска от 27.06.2012 N 640, ответственными за благоустройство прилегающих территорий, в том числе содержание зданий (включая жилые дома), строений, сооружений, элементов благоустройства (далее - ответственные лица) являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) земельных участков, зданий (помещений в них), строений, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, подземных инженерных коммуникаций, нестационарных объектов, иных элементов благоустройства; физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие деятельность по благоустройству территории (далее - специализированные организации); физические и юридические лица, осуществляющие выполнение земляных, строительных и иных работ, влекущих за собой нарушение благоустройства территорий.
Ответственные лица, не являющиеся собственниками объектов, перечисленных в абзаце втором настоящего пункта, несут права и обязанности по благоустройству прилегающих территорий в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством.
Из системного толкования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 следует, что уборка и очистка придомовой территории, в том числе от снега, относится к перечню работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Анализируя представленный договор управления многоквартирным домом N 100 К/551 от 01.03.2007, организацией оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Мира, 42 является ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом".
Согласно пункту 1.1 данного договора Управляющая организация принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по предоставлению коммунальных услуг Собственнику, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Договора управления многоквартирным домом N 100 К/551 от 01.03.2007 Управляющая организация имеет право заключать договоры с третьими лицами на выполнение работ, оказание услуг, в целях исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором.
Следовательно, именно ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" является лицом, ответственным за соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, для выполнения которых вправе привлекать иных лиц.
Во исполнение указанного договора между ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" (Заказчик) и ООО "ТехноМонтаж МКД" (Исполнитель) 01.01.2015 заключен договор подряда N 1481, на выполнение работ по содержанию и обслуживанию, а также текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе доме 42 по ул. Мира, согласно пункту 1.1 которого, Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию, содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении Заказчика, а также по проведению иных работ и услуг, связанных с исполнением настоящего договора, а Заказчик обязуется принять у Исполнителя результат выполненных работ и услуг и оплатить их.
Таким образом, ООО "ТехноМонтаж МКД" не является юридическим лицом, на которое возложены обязательства управления многоквартирным домом по ул. Мира, 42 города Новосибирска, следовательно, Соколова О.М. не является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, полагаю, что постановление административной комиссии Кировского района города Новосибирска от 17 марта 2015 года о привлечении Соколовой О.М. к административной ответственности по статье 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" и решение судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 23 апреля 2015 года об отказе в удовлетворении жалобы Соколовой О.М. подлежат отмене, а производство по делу в отношении Соколовой О.М. прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление административной комиссии Кировского района города Новосибирска от17 марта 2015 года о привлечении Соколовой О.М. к административной ответственности по статье 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" и решение судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 23 апреля 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" в отношении Соколовой О.М. прекратить.
Жалобу Соколовой О.М. удовлетворить.
Судья А.Л. Разуваева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.