Судья Новосибирского областного суда Разуваева А.Л., при секретаре Б ... рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу Носкова Валерия Павловича на решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 18 мая 2015 г., которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области от 18.03.2015 в отношении главы Татарского района Новосибирской области Носкова В.П. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав объяснения представителя Носкова В.П. - Мирзоевой Е.В., возражения представителей Контрольного управления Новосибирской области Алоп А.В., Кульгавых Е.С., судья
УСТАНОВИЛА:
приказом начальника Контрольного управления Новосибирской области от 21.10.2014 N227 во исполнение поручения Губернатора Новосибирской области предписано в период с 27.10.2014 по 10.11.2014 провести проверку устранения нарушений, установленных проверкой исполнения бюджета муниципального образования Татарского района Новосибирской области за 2012 год и 1 полугодие 2013 года.
В ходе проведения проверки выявлено направление Носковым В.П. в период с 26.03.2013 по 30.08.2013 бюджетных средств и оплата денежных обязательств в общей сумме 1066397,75 рублей на цели не соответствующие полностью или частично целям определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
03 марта 2015 г. консультантом отдела финансовых проверок контрольного управления Новосибирской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области от 18.03.2015 глава администрации Татарского района Новосибирской области Носков В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения. Действия Носкова В.П. квалифицированы должностным лицом по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Носков В.П. обратился в порядке ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с жалобой в районный суд, в которой указал на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, а также на несогласие с наличием в его действиях состава административного правонарушения.
Кроме того, Носков В.П. указал на процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу.
Судьей районного суда постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Носков В.П.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнениях к ней, изложена просьба об отмене постановленных в отношении Носкова В.П. решений.
В обоснование жалобы заявитель указал, что судьей районного суда не приняты во внимание его доводы о нарушении установленного законом срока составления протокола об административном правонарушении.
По ряду случаев нарушения требований бюджетного законодательства находился в отпуске либо в командировке, поэтому отсутствует его вина в совершении административного правонарушения.
По мнению заявителя, субъектом выявленного правонарушения является администрация Татарского района, а не ее глава.
Полагает, что постановление вынесено за пределами установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срока привлечения к административной ответственности.
Также считает противоречащим требованиям ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение его к административной ответственности по ст. 15.14 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ, устанавливающей более строгое наказание по сравнению с предыдущей редакцией, поскольку часть выявленных нарушений была совершена до вступления в силу новой редакции статьи 04.08.2013.
Кроме того, жалоба содержит доводы о несогласии с выявленными нарушениями по существу. По мнению заявителя, требования закона при расходовании бюджетных средств нарушены не были.
Жалоба подана в установленный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий для ее рассмотрения не усматривается.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно положениям ст.1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 270-ФЗ) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влекло наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 15.14 изложена в следующей редакции: нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Данная редакция статьи вступила в действие с 04.08.2013.
Таким образом, санкция статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ предусматривает более строгое наказание по сравнению с предыдущей редакцией.
Как усматривается из материалов дела, действия Носкова В.П., произведенные в нарушение требований законодательства при расходовании бюджетных средств имели место в период с 26.03.2013 по 30.08.2013, а именно 26.03.2013, 01.04.2013, 04.04.2013, 10.04.2013, 15.04.2013, 29.04.2013, 30.04.2013, 06.05.2013, 07.05.2013, 13.05.2013, 17.05.2013, 20.05.2013, 30.05.2013, 05.06.2013, 11.06.2013, 17.06.2013, 25.06.2013, 26.06.2013, 27.06.2013, 03.07.2013, 30.08.2013.
Между тем, должностное лицо пришло к выводу о привлечении Носкова В.П. к административной ответственности в соответствии с редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившей в действие с 04.08.2013.
Судья районного суда, разрешая дело по жалобе Носкова В.П., с указанными выводами должностного лица согласился.
Однако такие выводы противоречат требованиям закона, поскольку придание обратной силы закону усиливающему административное наказание и безусловно ухудшающему положение Носкова В.П., является недопустимым в соответствии с положениями ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление начальника контрольного управления Новосибирской области от 18.03.2015, решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области не могут быть признаны законными.
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 23.07.2013) постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Статьей 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений внесены изменения. Так, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Однако в силу части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Из материалов дела усматривается, что действия Носкова В.П., послужившие основанием для привлечения к административной ответственности имели место в разное время, расходование бюджетных средств производилось различными платежными поручениями и в отношении различных получателей бюджетных средств.
Таким образом, по всем нарушениям в период с 26.03.2013 по 30.08.2013 срок давности привлечения к административной ответственности составил один год с момента совершения правонарушения.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела в Новосибирском областном суде срок привлечения к административной ответственности истек, дело об административном правонарушении в отношении Носкова В.П. подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление начальника контрольного управления Новосибирской области от 18.03.2015, решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 18.05.2013 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалобу Носкова В.П. - удовлетворить частично.
Судья А.Л. Разуваева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.