Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу Мякшина М.С. на решение судьи Балаковского районного суда от 24 июня 2015 года и постановление старшего государственного инспектора РФ в Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области от 26 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении начальника службы по ОТ, ПБ, ГО, ЧС и Э закрытого акционерного общества "Северсталь-Сортовой завод Балаково" Мякшина М.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области от 26 мая 2015 года начальник службы по ОТ, ПБ, ГО, ЧС и Э закрытого акционерного общества "Северсталь-Сортовой завод Балаково" (далее - ЗАО "Северсталь-Сортовой завод Балаково") Мякшин М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 24 июня 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Мякшина М.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Мякшин М.С. просит отменить судебное решение. Автор жалобы ссылается на то, что ЗАО "Северсталь-Сортовой завод Балаково" не входит в перечень предприятий, которым постановлением администрации Балаковского муниципального района от 14 июля 2011 года N 2560 рекомендовано выполнение мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий, в адрес общества не поступало рекомендация Росприроднадзора о необходимости разработки и согласования плана мероприятий. Считает, что общество вправе не разрабатывать и не согласовывать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий, поскольку не получает от министерства природных ресурсов и экологии прогнозы о наступлении таких условий; производственная площадка общества находится вне населенного пункта; для стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оснащенный газоочистной установкой, который эксплуатирует общество, Саратовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не составляются прогнозы неблагоприятных метеорологических условий; общество относится к 3 категории, что в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух, введенным в действие письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 декабря 2004 года N 14-01-333, предполагает разработку мероприятий по регулированию выбросов для предприятий 2 категории в отдельных случаях (по рекомендации территориальных органов Росприроднадзора).
В судебном заседании Мякшин М.С. и его защитник Корзюков Д.А. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили отменить принятые по делу решения, поскольку ЗАО "Северсталь-Сортовой завод Балаково" не входит в перечень предприятий, которым рекомендовано выполнение мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий.
Помощник прокуратуры г. Балаково Щербаков Я.О., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области - Кириллова Н.В. полагали, что жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку ЗАО "Северсталь-Сортовой завод Балаково" имеет источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и обязан в силу закона проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованным планом мероприятий.
Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), заслушав участников судебного разбирательства, прокурора, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (ст. 30).
В соответствии со ст. ст. 6, 17, 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" постановлением Правительства Саратовской области от 12 ноября 2012 года N 671-П, утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Саратовской области (далее - Порядок), которым предусмотрено, что регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) осуществляется с учетом информации (прогноза) о НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в атмосферном воздухе с целью его предотвращения (п. 1).
Согласно п. 6 Порядка при получении прогнозов о НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованными планами мероприятий (далее - План мероприятий).
Пунктами 7, 8 Порядка определено, что планы мероприятий разрабатываются субъектами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333, а также в соответствии с Методическими указаниями "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях РД 52.04.52-85", утвержденными Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 1 декабря 1986 года (далее - Методические указания). План мероприятий согласовывается с министерством природных ресурсов и экологии области.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Балаково Саратовской области в период с 17 марта 2015 года по 19 марта 2015 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково", зарегистрированного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 3 "а", оф. 224, фактически расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, район "Балаковской ТЭЦ-4" филиала ОАО "Волжская ТГК".
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" осуществляет деятельность в области металлургии и металлообработки, эксплуатирует стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - электросталеплавный цех (ЭСПЦ), оснащенный газоочистной установкой.
Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов вредных средств в атмосферу и сведений об охране атмосферного воздуха по форме 2-ТР (воздух) для ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" за 2013-2014 годы в атмосферу осуществляет выброс различных загрязняющих веществ в значительном количестве.
Мякшиным М.С. не оспаривается, что ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" при эксплуатации газоочистной установки электросталеплавильного цеха, осуществляющей очистку технологических газов от шахтной печи, установки печь-ковш, подачи сыпучих, участка слива шлака, машины непрерывного литья заготовок, сушек огнеупорной футеровки стальковшей и промковшей, не согласовало план мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Обязанность по осуществлению организации и координации работы по безопасности производства - охране труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, радиационной безопасности, охране окружающей среды в ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" возложена на начальника службы по ГО, ЧС, ОТ, ПБ и экологии Мякшина М.С.
По факту выявленных нарушений постановлением заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области от 19 марта 2015 года в отношении Мякшина М.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, содержащихся в материалах дела, которые получили оценку судом на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" не выполнены требования о согласовании плана мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Мякшина М.С., как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о неполучении обществом прогнозов от министерства природных ресурсов и экологии по Саратовской области о наступлении неблагоприятных метеорологических условий является несостоятельным, поскольку обязанность юридического лица по разработке плана мероприятий не ставится в зависимость от наличия или отсутствия таких прогнозов и условий.
Необоснованно утверждение автора жалобы об отсутствии у ЗАО "Северсталь-Сортовой завод Балаково" обязанности разрабатывать и согласовывать план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ со ссылкой на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенное в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года N 14-01-333, поскольку данное пособие содержит методические рекомендации, разъяснения и дополнения по основным вопросам воздухоохранной деятельности, то есть носит рекомендательный характер.
Ссылка автора жалобы о том, что промышленная площадка общества расположена вне территорий населенных пунктов, следовательно, на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ЗАО "Северсталь-Сортовой завод Балаково" не обязано организовывать работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является несостоятельной, поскольку положения указанного пункта закона не свидетельствуют об организации такой работы только в отношении предприятий, расположенных в городских и иных поселениях.
Иные доводы жалобы заявителя также не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку сводятся к неверному толкованию закона.
Решение о привлечении Мякшина М.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено Мякшину М.С. в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таком положении оснований для изменения или отмены постановления должностного лица от 26 мая 2015 года и решения судьи от 24 июня 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области от 26 мая 2015 года и решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 24 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении начальника службы по ОТ, ПБ, ГО, ЧС и Э закрытого акционерного общества "Северсталь-Сортовой завод Балаково" Мякшина М.С. оставить без изменения, жалобу Мякшина М.С. - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.