Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу представителя ОАО "РусГидро" Ивановой Н.В., действующей на основании доверенности от 22.01.2015, на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 27.04.2015 и решение судьи Саратовского областного суда от 17.06.2015 по делу по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области N7127-02-119/2014 от 17.12.2014 о привлечении ОАО "РусГидро" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области N7127-02-119/2014 от 17.12.2014 ОАО "РусГидро" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 27.04.2015 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Саратовского областного суда от 17.06.2015 решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 27.04.2015 оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений, постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу, указывая на неправильное применение судом норм материального права, на неисследование в полном объеме всех обстоятельств дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; на то, что ОАО "РусГидро" не захламляло земельный участок; отходы ОАО "РусГидро" на участке не размещались, а накапливался плавучий мусор для его последующей утилизации; плавучий мусор не относится к отходам, образованным в результате какой-либо деятельности, он не обладает опасными свойствами для природной среды и не является отходом производства и потребления, и требования раздела III СанПиНа на него не распространяются, поскольку он относится к 5 классу опасности; общество обеспечивало безопасность работы гидротехнических сооружений, очищало водный объект, находящийся в федеральной собственности от плавучего мусора.
Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области Шутенко В.Н. в возражениях на жалобу ОАО "РусГидро" просит оставить судебные постановления без изменения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.8.12 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
Согласно ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в том числе сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В соответствии с п.1, 2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.Согласно п.3.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон,
полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствие с п.4.3 указанных правил в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов размещение объекта складирования не допускается.
Как следует из материалов дела, 17.11.2014 при осуществлении в рамках административного расследования выезда Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:05:011201:12, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, верхний бьеф Саратовской ГЭС, с разрешенным использованием: под промышленные предприятия, площадью 1469 кв.м, предоставленный в аренду филиалу ОАО "РусГидро" - ОАО "Саратовская ГЭС", захламлен плавучим и бытовым мусором на общей площади 1000 кв.м. Мусор находится на песчаном грунте в непосредственной близости от уреза воды.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 17.12.2014 в отношении ОАО "РусГидро" постановления о назначении административного наказании за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ.
Оставляя без изменения постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области N7127-02-119/2014 от 17.12.2014 о привлечении ОАО "РусГидро" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, и делая вывод о том, что ОАО "РусГидро" эксплуатировало земельный участок - площадку для утилизации плавучего мусора с нарушением установленных законодательством правил эксплуатации данных объектов, при отсутствии необходимой для такой эксплуатации защиты, суд исходил из того, что факт совершения ОАО "РусГидро" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были исследованы и оценены в их совокупности по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ОАО "РусГидро" не захламляло земельный участок и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, являлись предметом исследования судебных инстанций и признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в судебных постановлениях, которые в жалобе не опровергнуты.
Не влекут отмену судебных постановлений и доводы жалобы о том, что ОАО "РусГидро" не является организацией, деятельность которой связана с лесной и деревообрабатывающей промышленностью; ОАО "РусГидро" осуществляет деятельность по очистке водного объекта в целях обеспечения безопасной работы гидротехнических сооружений; плавучий мусор не относится к отходам образованным в результате какой-либо деятельности, он не обладает опасными свойствами для природной среды, поскольку данные обстоятельства не освобождают ОАО "РусГидро" от обязанности соблюдать правила временного складирования и размещения отходов производства, установленные действующим законодательством при размещении либо накапливании плавучего мусора для последующей его утилизации.
Изложенные в жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку.
Совокупность исследованных по делу доказательств позволила суду прийти к выводу о виновности ОАО "РусГидро" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП РФ.
Наказание ОАО "РусГидро" назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.12 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 27.04.2015 и решение судьи Саратовского областного суда от 17.06.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.12 КоАП РФ, в отношении ОАО "РусГидро" оставить без изменения, жалобу представителя ОАО "РусГидро" Ивановой Н.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда О.М. Ляпин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.