Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Корытниковой Г.А., Дударек Н.Г.,
при секретаре Паниной Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавник М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Березовского городского округа в лице представителя Сотниковой А.С. на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2015 года
по иску Армининовой Г.Б. к Управлению социальной защиты населения Березовского городского округа о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛА:
Армининова Г.Б. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Березовского городского округа, просила признать решение Управления социальной защиты населения Березовского городского округа от 15.12.2014 года об отказе в назначении ей пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999г. "О пенсиях Кемеровской области" незаконным, обязать Управления социальной защиты населения Березовского городского округа назначить ей с 01.12.2014года пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области".
Требования мотивированы тем, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала свою трудовую деятельность с 17.07.1957 года в должности библиотекаря, с 23.04.1958 года работала в должности воспитателя в детском саду, с 02.09.1963года по 27.09.1973 г., с 31.08.1978 г. по 01.09.2007 г. работала учителем географии в школе N1 г.Березовского, с 27.09.1973г. по 30.08.1978г. работала переводом в Березовском горкоме КПСС в должности заведующего отделом пропаганды и агитации, с 01.07.2014г. по 29.08.2014г. работала в должности воспитателя детского сада "Малышок", с 01.09.2014г. по 29.11.2014г. педагогом дополнительного образования в МБОУ дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" Березовского городского округа.
С 15.10.1992 года ей назначена пенсия в соответствии со ст.7.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
01.12.2014г. она обратилась в Управление социальной защиты населения Березовского городского округа с заявлением о назначении пенсии Кемеровской области как лицу, имеющей стаж педагогической работы 50 лет в соответствии с Законом Кемеровской области N8-03 от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области".
В назначении пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области" Управлением социальной защиты населения Березовского городского округа ей было отказано, в педагогический стаж не был включен период работы с 27.09.1973г. по 30.08.1978год заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС.
Считает данное решение необоснованным, поскольку она имела педагогический стаж 50 лет на день обращения.
Согласно подп. А п.1 Приказа Минвуза СССР от 27.08.1987 г. N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних и специальных учебных заведений"- Преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений:
а) время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956 годы; время освобожденной партийной работы в партийно-политических органах Вооруженных Сил СССР, МВД - МООП при условии, если лица, выполнявшие эту работу, в указанный период времени не состояли в кадрах Вооруженных Сил СССР и МВД - МООП и эта работа осуществлялась ими в порядке трудовых отношений.
В судебном заседании истица поддержала свои требования, просила также обязать Управление социальной защиты населения Березовского городского округа включить в педагогический стаж периоды работы с 17.07.1957 года в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры, с 27.09.1973 года по 30.08.1978 года в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Березовского городского округа Сотникова А.С., действующая на основании доверенности N от 27.01.2015г., возражала против удовлетворения иска.
Представитель департамента социальной защиты населения Кемеровской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания иска, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил рассмотреть исковые требования в их отсутствие, с иском не согласны.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2015 года постановлено:
Признать решение Управления социальной защиты населения Березовского городского округа от 15.12.2014 года об отказе в назначении Армининовой Г.Б. пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области N8-03 от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области" незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Березовского городского округа включить в педагогический стаж Армининовой Г.Б. периоды работы с 17.07.1957года в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры, с 27.09.1973года по 30.08.1978года в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС.
Обязать Управление социальной защиты населения Березовского городского округа назначить Армининовой Г.Б. с 01.12.2014 года пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области".
В апелляционной жалобе представитель УСЗН Березовского городского округа Сотникова А.С., действующая на основании доверенности, с решением Березовского городского суда от 24.02.2015г. не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, указывая на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления социальной защиты населения Березовского городского округа Сотникова А.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента социальной защиты населения Кемеровской области Григорьев В.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил удовлетворить апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Березовского городского округа.
Истец Армининова Г.Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.1 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 г. N 8-ОЗ в редакции от 29.12.2014г. "О пенсиях Кемеровской области" пенсии Кемеровской области (далее - пенсии) назначаются и выплачиваются гражданам Российской Федерации, местом жительства которых является Кемеровская область, если иное не установлено настоящим Законом.
В силу положений пп.3, пп. 3-2, пп. 5 п.1 ст.8 данного Закона право на получение пенсии имеют граждане, имеющие стаж педагогической работы 50 и более лет в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области общеобразовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих обучение, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях, за исключением частных. При этом при подсчете стажа педагогической работы учитываются периоды работы в образовательных организациях (учреждениях), наименования которых подлежали (подлежат) приведению в соответствие с действовавшим (действующим) законодательством;
граждане, имеющие стаж педагогической работы 50 и более лет в расположенных (располагавшихся) на территории Кемеровской области дошкольных образовательных организациях (учреждениях), за исключением частных; граждане, достигшие 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Из пп.1п.2.ст.8 данного Закона следует, что пенсии категориям граждан,
предусмотренным настоящей статьей, устанавливаются: гражданам, указанным в подпунктах 1-4 пункта 1 настоящей статьи, при условии назначения им пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях" и (или) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно п.5 ст.8 указанного Закона, при подсчете стажа педагогической работы в образовательных организациях (учреждениях), указанных в подпунктах 3 и 3-2 пункта 1 настоящей статьи, периоды работы, подлежащие включению в стаж педагогической работы, суммируются.
Согласно ст.15 данного Закона, пенсии назначаются со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Днем обращения за пенсией считается день приема соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.
В соответствии со ст.19 Закона пенсии назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Армининова Г.Б. находилась в трудовых отношения с Кемеровским районным отделом культуры, где работала с 17.07.1957г. по 11.11.1957г. в должности библиотекаря, с 23.04.1958г. по 26.09.1961 г. с Кемеровским районо, где работала в должности музыкального воспитателя Барзасского детского сада с 03.10.1961 г. по 04.10.1962г. с шахтой Березовская" где работала воспитателем детского сада N79 с 01.09.1962г. по 01.09.1963г. с Домом культуры шахта "Березовская", где работала в должности воспитателя в группе продленного дня, с 02.09.1963г. с Березовским ГорОНО, где работала в должности преподавателя географии в школе N1 до 08.09.1969г. с 24.08.1971г. по 21.08.1973г., с 08.09.1969г. по 24.08.1971г. организатором по внеклассной работы в школе N1, с 21.08.1973г. по 26.09.1973г. организатором внеклассной и внешкольной работы в школе N1, с 27.09.1973г. по 30.08.1978г. с Березовским горкомом КПСС, где работала в должности зам.заведующего отдела пропаганды и агитации, заведующей кабинетом политического просвещения, с 31.08.1978г. с Березовским горОНО, где работала до 01.02.1982г. в должности организатора внеклассной и
внешкольной работы в средней школе N1 с 01.02.1982г. по 01.09.2007г. в
должности учителя географии средней общеобразовательной школе N1, с
01.07.2014г. по 29.08.2014г. с детским садом "Малышок", где работала в
должности воспитателя, с 01.09.2014г. по 29.11.2014г. с МБОУ дополнительного образования детей "Центр творчества развития детей и юношества" Березовского городского округа, где работала в должности педагога дополнительного образования, что подтверждается копией трудовой книжки, пояснениями истицы, не оспаривалось представителем ответчика.
С 15.10.1992 года Армининовой Г.Б. была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", что подтверждается копией пенсионного удостоверения.
01.12.2014г. Армининова Г.Б. обратилась в Управление социальной защиты населения Березовского городского округа с заявлением о назначении пенсии Кемеровской области как лицу, имеющей стаж педагогической работы 50 лет в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области", что подтверждается копией заявления.
В назначении пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999г. "О пенсиях Кемеровской области" Управлением социальной защиты населения Березовского городского округа ей было отказано, в педагогический стаж не были включены периоды работы с 17.07.1957г. по 11.11.1957г. в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры и с 27.09.1973г. по 30.08.1978г. период работы заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС.
Разрешая спор по существу, исследовав и проанализировав представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение начальника управления социальной защиты населения Березовского городского округа об отказе включении в педагогический стаж Армининовой Г.Б. периодов работы с 17.07.1957г. по 11.11.1957г. в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры и с 27.09.1973г. по 30.08.1978г. период работы заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, является необоснованным.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которые действуют ко времени обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии.
Указанный Список и Правила не предусматривают возможность включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в должности библиотекаря.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период работы истицы библиотекарем действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в соответствии с пунктом 2 Положения которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в библиотеках в должности библиотекаря.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 указанного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно Инструктивному письму Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И в срок выслуги лет засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 утвержден действующий в настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим Списком не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности периодов работы в должностях библиотекарей и пионервожатых.
Между тем, разрешая спор, суд правильно исходил из положений законодательства, действовавшего во время работы Армининовой Г.Б. в соответствующей должности, что соответствует толкованию конституционно-правового смысла норм пенсионного законодательства, изложенному Конституционным Судом РФ.
Оценивая права истицы на включение в педагогический стаж периода работы в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры с 17.07.1957 г. по 11.11.1957г., суд обоснованно пришел к выводу, что применению подлежит действовавшее в то время Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения", которым было предусмотрено право педагогических работников на назначение пенсии при наличии 25-летнего стажа работы, утверждены "Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет", и "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Указанным выше Перечнем работа в должности библиотекаря библиотеки была предусмотрена, как дающая право на пенсию за выслугу лет. При этом в п.2.7 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъяснялось, что в срок выслуги библиотекарей засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций. Право указанного министерства давать разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения вытекало из его задач и компетенции, указанных в Положении о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.09.1968 N 654, согласно которого Министерство руководило делом социального обеспечения трудящихся в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского (РСФСР) подчинения, а Министр был наделен полномочиями издавать в пределах компетенции Министерства приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, указов Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд правомерно включил в стаж педагогической деятельности без каких - либо дополнительных условий период работы истицы в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры с 17.07.1957г. по 11.11.1957г.
При решении вопроса о включении в специальный педагогический стаж Арминовой Г.Б. периода работы с 27.09.1973г. по 30.08.1978г. заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС, суд обоснованно не согласился с решением управления социальной защиты населения Березовского городского округа в указанной части на основании следующего.
В силу требований ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18 и 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ можно сделать вывод, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). При этом гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В спорные периоды работы истицы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, согласно пункту 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд также на законных основаниях обязал ответчика включить в педагогический стаж Армининовой Г.Б. период работы в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС с 27.09.1973 по 30.08.1978г.
Поскольку Армининова Г.Б. на день подачи заявления в Управление социальной защиты населения Березовского городского округа 01.12.2014 года имела педагогический стаж 50 лет 28 дней, следовательно, правильным является вывод суда, что истица в соответствии со ст.8 Закона Кемеровской области от 14.01.1999 г. N 8-ОЗ в редакции от 29.12.2014г. "О пенсиях Кемеровской области" имеет право на получение пенсии, в целях дополнительного пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территории Кемеровской области.
Судебная коллегия считает, что суд правомерно удовлетворил исковые требования Арминовой Г.Б. в полном объеме, признал решение Управления социальной защиты населения Березовского городского округа от 15.12.2014 года об отказе в назначении Армининовой Г.Б. пенсии в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области" незаконным, обязал Управление социальной защиты населения Березовского городского округа включить в педагогический стаж периоды работы истицы с 17.07.1957года в должности библиотекаря Кемеровского райотдела культуры, с 27.09.1973 года по 30.08.1978 года в должности заведующей отделом пропаганды и агитации Березовского горкома КПСС и назначить ей с 01.12.2014 года пенсию в соответствии с Законом Кемеровской области N8-ОЗ от 14.01.1999 г. "О пенсиях Кемеровской области".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 327.1, ч. 4 ст. 330 ГПК РФ не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Березовского городского в лице представителя Сотниковой А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Лавник
Судьи: Г.А. Корытникова
Н.Г. Дударек
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.