Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Раковского В.В., Ярыгиной Е.Н.
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Савченко И.А., к администрации г.Орска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений
по апелляционной жалобе администрации г. Орска
на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 19 марта 2015 года, которым исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска удовлетворены, суд обязал администрацию г.Орска однократно предоставить Савченко И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., прокурора Пасечник Е.И., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Савченко И.А. к администрации г. Орска об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований указал, что Савченко И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО7 и ФИО8 решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10.12.2006 года и заочным решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14.01.2008 года лишены родительских прав в отношении Савченко И.А. В 2012 году Савченко И.А. закончила обучение в МБОУ ***, в 2015 году закончила обучение в ГАОУ СПО *** Постановлением администрации г.Орска N 5723-п от 16.09.2014 года Савченко И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Закрепленного жилого помещения Савченко И.А. не имеет. Проживает и зарегистрирована по адресу: (адрес), в котором проживают еще 8 человек. Прокурор просил суд обязать администрацию г. Орска предоставить Савченко И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Орска Нефедов А.И., истец Савченко И.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Орска, третьих лиц Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик администрация г. Орска, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, представители третьих лиц не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что родителями Савченко И.А., (дата) года рождения, являются: мать ФИО7 и отец
ФИО8 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении дочери Савченко И.А., что подтверждается заочным решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17.01.2008 года (л.д. 10) и решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10.12.2006 года (л.д. 9)
В 2014 году Савченко И.А. закончила обучение в МБОУ ***, в 2015 году закончила обучение в ГАОУ СПО ***
Как следует из материалов дела, Савченко И.А. с 19 сентября 2014 года включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 396 (л.д. 33 оборотная сторона).
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела жилое помещение Савченко И.А. не предоставлено.
Согласно представленным в материалы дела документам Савченко И.А. зарегистрирована по адресу: (адрес) и проживает в настоящее время по адресу: (адрес).
Поскольку Савченко И.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, окончила обучение в образовательном учреждении, является нуждающейся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований и правомерно возложил на администрацию г. Орска обязанность предоставить Савченко И.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения должно производиться в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения в соответствии с имеющимся списком не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Соответственно, после окончания Савченко И.А. обучения у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Савченко И.А. находится на полном государственном обеспечении и на время обучения обеспечена благоустроенным жилым помещением, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, так как Савченко И.А. обучение закончила.
Доводы жалобы о том, что решение суда нарушает права и законные интересы лиц, включенных ранее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не привлеченных к участию в деле, не могут быть признаны состоятельными, т.к. действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.
Поскольку действующим законодательством соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора по заявленным прокурором требованиям не предусмотрено, довод жалобы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора не основан на законе.
Иных доводов, которые опровергают выводы суда и могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, апелляционная жалоба администрации г.Орска не содержит, и оснований для ее удовлетворения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Орска от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.