Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей А.Н.Васякина и С.А.Устьянцевой,
при секретаре О.О.Гатченко, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кашубина Д.Ю. на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 13 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Кашубина Д.Ю. к Комитету по управлению имуществом города Оренбурга о признании торгов недействительными.
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения истца Д.Ю.Кашубина, поддержавшего жалобу, представителя ответчика Е.П.Шнякиной и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, С.М.Сидорова, просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.Ю.Кашубин обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом города Оренбурга о признании торгов недействительными, указав, что ответчиком был назначен аукцион по продаже ... помещения, общей площадью ... кв.м., этаж ... , расположенного по адресу: (адрес). Считает, что торги организованы с нарушением правил их подготовки, установленных Законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем подлежат признанию недействительными на основании статьи 449 Гражданского кодекса РФ. Сообщение о проводимом аукционе было опубликовано в газете " ... ", в N ... от (дата), а (дата) им уплачен задаток для участия в аукционе. При этом срок приема заявок был установлен с (дата) по (дата), тогда как объявление об аукционе было опубликовано в газете только (дата), что привело к нарушению организатором торгов ... -дневного срока приема заявок. Фактически окончание ... дневного срока приема заявок приходилось на (дата), который являлся выходным днем. По этой причине он вынужден был направить заявку на участие в аукционе по почте. Заявка была отправлена им по почте (дата) и получена организатором торгов (дата). Дополнительно (дата) он уведомил организатора торгов о том, что заявка в связи с допущенными организатором торгов нарушениями была отправлена по почте. Уведомлением Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга от (дата) N ... ему было отказано в участии в аукционе, назначенном на (дата). Считает недопущение его к участию в аукционе незаконным и необоснованным. Организатор торгов проигнорировал тот факт, что документы были представлены позже установленного срока в связи с допущенным организатором торгов нарушением пункта 7 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 года N585. Несмотря на допущенные организатором торгов нарушения, (дата) назначенные торги состоялись. В газете " ... " от (дата) N ... было опубликовано сообщение о том, что торги состоялись. Считает, что действиями организатора торгов нарушен также пункт 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым определено, что органам местного самоуправления запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. В пункте 4 статьи 17 названного закона закреплено, что нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными. Несоблюдение организатором торгов ... дневного срока приема заявок следует рассматривать в качестве ограничения доступа к участию в торгах. Кроме того, организатором торгов было допущено также нарушение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому организатор должен был опубликовать характеристики имущества. Организатор торгов скрыл кадастровый номер приватизируемого объекта, а также скрыл реальную рыночную стоимость. С учетом последующих уточнений просил суд признать недействительными торги по продаже объекта недвижимости ... по лоту N ... : ... помещение, общей площадью ... кв.м., этаж ... , адрес объекта: (адрес), - прошедшие (дата) в ... часов по адресу: (адрес), - проведенные Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга.
В судебном заседании Д.Ю.Кашубин иск поддержал.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом города Оренбурга Е.В.Бичевник в удовлетворении иска просила отказать, пояснив, что у истца имелась возможность подать заявку в установленный срок.
Третьи лица С.М.Сидоров, А.Г.Паршиков также просили в иске отказать, как необоснованном.
Решением суда в удовлетворении иска Д.Ю.Кашубина отказано.
В апелляционной жалобе Д.Ю.Кашубин просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона, положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Решением Оренбургского городского Совета от (дата) N ... была утверждена Программа приватизации на ... - ... годы, в соответствии с которой в ... году предусматривалась продажа вышеуказанного ... помещения на открытом аукционе с открытой формой подачи предложений по цене имущества.
Как следует из материалов дела, ... помещение, площадью ... кв.м., расположенное в ... этаже по адресу: (адрес), - относилось к объектам муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от (дата) серии ... N ... ).
Постановлением администрации г. Оренбурга от (дата) N ... "Об условиях приватизации объектов недвижимости расположенных (адрес)" Комитету по управлению имуществом г.Оренбурга было поручено осуществить на открытом по составу участников аукционе приватизацию ... помещения N ... , общей площадью ... кв.м., этаж ... , расположенного по адресу: (адрес).
(дата) распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга N ... была назначена дата проведения повторного аукциона по продаже спорного объекта недвижимости - (дата) (первые торги по продаже указанного имущества были признаны несостоявшимися в связи с отказом победителя от заключения договора купли-продажи), и установлена начальная цена продажи указанного помещения в соответствии с отчетом * от (дата) в размере ... рублей.
Извещение N ... о проведении торгов было опубликовано на официальном сайте торгов ... (дата), а также в газете " ... " от (дата).
В соответствии с извещением о проведении торгов прием заявок на участие в аукционе производился по адресу организатора торгов: (адрес), - с (дата) по (дата) с ... часов до ... часов, включительно.
(дата) Д.Ю.Кашубиным была направлена заявка на участие в аукционе, которая была получена организатором торгов (дата).
В ходе рассмотрения аукционной комиссией Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга заявки Д.Ю.Кашубина на участие в аукционе было установлено, что среди документов, приложенных к заявке, отсутствуют копии всех листов паспорта заявителя.
В силу положений абзаца третьего части 8 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" претендент не допускается к участию в аукционе в случае, если представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявки, согласно протоколу заседания аукционной комиссии от (дата), Д.Ю.Кашубин не был допущен к участию в аукционе, о чем истец был извещен уведомлением от (дата).
В соответствии с пунктом 10.1.1 протокола от (дата) по лоту N ... истец не был допущен к участию в аукционе по следующим основаниям: заявка направлена посредством почтовой связи, получена продавцом позднее срока подачи заявок, что является нарушением пункта 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 года N585, к заявке представлена выписка из паспорта, что является нарушением условий участия в аукционе согласно аукционной документации и части 1 статьи 16 Федерального закона N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
По итогам проведения открытого аукциона победителем аукциона признан С.М.Сидоров, с которым (дата) был заключен договор купли-продажи проданного с торгов имущества.
Дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, суд пришел к правильным выводам о том, что отказ ответчика в допуске истца к участию в аукционе является обоснованным и не противоречит действующему в области организации и проведения аукционов по продаже государственного и муниципального имущества законодательству, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, Д.Ю.Кашубиным не были исполнены требования вышеприведенных норм закона при подаче заявки на участие в аукционе.
Проверяя доводы истца о нарушении ответчиком сроков проведения торгов, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, информационное сообщение о проведении аукциона изначально было размещено (дата) на сайте ... , а позже было опубликовано в газете " ... ", в N ... от (дата). Проведение аукциона было назначено на (дата). Таким образом, организатором торгов установленный законом срок проведения аукциона был соблюден.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна составлять не менее чем 25 дней. В соответствии с опубликованными информационными сообщениями (извещениями) срок подачи заявок был определен с (дата) по (дата) с ... часов по ... часов, включительно.
Таким образом, установленный законом срок подачи заявок на участие в аукционе ответчиком также был соблюден.
Учитывая периодичность издания газеты " ... " - ... раз в неделю, по средам, что сообщение о проведении аукциона было опубликовано в номере газеты, вышедшем (дата) после принятия решения о публикации ( (дата)), а также, что перед этим сообщение о проведении аукциона было размещено (дата) на сайте организатора торгов, суд пришел к правильным выводам о том, что нарушений сроков публикации ответчиком допущено не было, а лица, желающие подать заявки на участие в аукционе, имели возможность своевременно ознакомиться с информацией о проведении аукциона и заблаговременно подать свои заявки на участие в аукционе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель не имел возможности подать заявку в течение ... дней, суду не представлено.
Разрешая заявленный спор, суд исследовал представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую оценку и не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска Д.Ю.Кашубина о признании торгов недействительными.
Приведенные в решении суда выводы, с которыми судебная коллегия соглашается, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Д.Ю.Кашубина о нарушении организатором торгов сроков публикации объявления о проведении аукциона и продолжительности приема заявок на участие в аукционе являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными; указанным доводам судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, жалоба не содержит.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кашубина Д.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.