Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 29 июля 2015 г. по делу N 33-1483/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Шуайпова М.Г., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Федотове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителей - Магомедова С.А. и Набиулиной С.К. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления проходившего военную службу по контракту "данные изъяты" Баммадалиева Б.Г., об оспаривании действий командующего N общевойсковой армией и командира войсковой части N, связанных досрочным увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, объяснения представителя заявителя - Магомедова С.А. в обоснование доводов апелляционной жалобы и заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" военного округа "данные изъяты" Арефьева М.С., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N за отсутствие ДД.ММ.ГГГГ того же года на службе без уважительных причин более "данные изъяты" часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени Баммадалиеву Б.Г. объявлено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
В порядке реализации указанного дисциплинарного взыскания Баммадалиев Б.Г. на основании приказов командующего N общевойсковой армией от ДД.ММ.ГГГГ г. N и от ДД.ММ.ГГГГ г. N досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта и с ДД.ММ.ГГГГ. исключён из списков личного состава воинской части.
Баммадалиев Б.Г. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и подлежащими отмене названные приказы.
Решением гарнизонного военного суда у удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель и его представители просят решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушением норм процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. По их утверждению, за время прохождения военной службы Баммадалиев Б.Г. дисциплинарных проступков не совершал. Авторы жалобы дают свою оценку обстоятельствам дела и указывают, что выводы суда основаны на показаниях заинтересованных лиц, суд не провел объективного разбирательства, не принял во внимание нарушение командованием порядка увольнения Баммадалиева Б.Г. с военной службы, предвзятое отношение к нему со стороны начальников, а также состояние его здоровья.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора - войсковая часть N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителей - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно положениям N "данные изъяты" принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.
Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола.
При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.
Вопреки доводам жалобы эти требования "данные изъяты" командованием в отношении Баммадалиева Б.Г. выполнены.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. заявитель без уважительных причин отсутствовал в воинской части более "данные изъяты" часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.
В соответствии с п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Приложением N к "данные изъяты", отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени является грубым дисциплинарным проступком.
Обстоятельства совершения этого грубого дисциплинарного проступка установлены в ходе служебного разбирательства на основании объяснений военнослужащих ФИО14 ФИО15., ФИО16. По результатам служебного разбирательства составлены заключение и протокол о грубом дисциплинарном проступке.
Также из материалов дела видно, что при проведении служебного разбирательства по факту отсутствия на службе заявитель отказывался от дачи объяснений по поводу совершённого грубого дисциплинарного проступка, а также от подписания и получения протокола о его совершении. Эти обстоятельства надлежащим образом зафиксированы с участием военнослужащих воинской части.
В ходе судебного разбирательства свидетели ФИО16. и ФИО15. подтвердили обстоятельства привлечения Баммадалиева Б.Г. к дисциплинарной ответственности за отсутствие ДД.ММ.ГГГГ. без уважительных причин в воинской части более "данные изъяты" часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени. При этом каждый из них пояснил, что Баммадалиев Б.Г. отказался давать объяснения по поводу отсутствия на службе и подписывать протокол о грубом дисциплинарном проступке. Показания названных свидетелей сомнений в своей достоверности не вызывают, каких-либо неприязненных отношений между ними и заявителем или иной заинтересованности в данных показаниях судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного выводы суда о наличии у командования оснований для привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка и соблюдении установленного для этого порядка являются верными.
В соответствии с п. N того же "данные изъяты" к солдатам, матросам, сержантам и старшинам может быть применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
В п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательным условием досрочного увольнения с военной службы в порядке реализации дисциплинарного взыскания по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, а под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта, в частности совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий. Данная правовая позиция, в частности, изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что командование обоснованно расценило совершение заявителем грубого дисциплинарного проступка в качестве существенного нарушения условий контракта, и при наличии трёх неснятых дисциплинарных взысканий, в том числе двух строгих выговоров за уклонение от исполнения обязанностей военной службы, сведения о которых имеются в служебной карточке заявителя, правомерно применило к нему дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе суд учел доводы о состоянии здоровья заявителя, которым дал правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 г. по заявлению Баммадалиева Б.Г., оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителей - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.