Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 августа 2015 г. по делу N 33-1588/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Федотове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по апелляционным жалобам командира войсковой части N и представителя командующего "адрес" флотом - Максименко Д.А. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 7 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление
"данные изъяты" Подтоптаной Н.В.
об оспаривании действий командующего "адрес" флотом и командира войсковой части N, связанных с увольнением заявителя с военной службы и порядком обеспечения ее жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, объяснения представителя командующего "адрес" флотом - Максименко Д.А. в обоснование поданной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" "данные изъяты" Орлова М.И., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подтоптаная Н.В. обратилась в суд с заявлением, в котором оспорила действия командира войсковой части N, связанные с представлением ее к увольнению с военной службы по возрасту, и приказ командующего "адрес" флотом от ДД.ММ.ГГГГ года N N в части досрочного увольнения ее с военной службы по указанному основанию.
Заявитель просила обязать командира воинской части отозвать представление, а командующего отменить приказ в указанной части.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобах командир воинской части и представитель командующего "адрес" флотом просят отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе удовлетворении заявления.
Податели жалоб утверждают, что препятствий для увольнения Подтоптаной Н.В. с военной службы у командования не имелось, и ее жилищные права при этом не были нарушены.
При этом в жалобах указывается, что квартира, в которой проживает заявитель и члены ее семьи, была предоставлена им для постоянного проживания, не имеет статуса служебного, что подтверждается ордером, на котором отсутствует отметка "служебное", приказ командующим "адрес" флотом об отнесении этого жилья к разряду служебных не издавался, это жилое помещение находится в перечне жилых домов Министерства обороны Российской Федерации, подлежащих передаче на баланс города "адрес" который утвержден губернатором этого города и командующим флотом.
Поэтому за заявителем и членами ее семьи сохраняется право состоять на учете нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции в решении признал, что Подтоптаная Н.В. по месту службы жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по избранному в качестве места жительства городе "адрес" области. До издания приказа об увольнении с военной службы она изъявила желание реализовать свое право на обеспечение жильем путем получения жилищной субсидии, и решения о такой форме жилищного обеспечения заявителя жилищным органом на момент рассмотрения судом данного гражданского дела не принято.
На этом основании суд пришел к выводу о том, что при увольнении должностными лицами были нарушены жилищные права заявителя, а поэтому она подлежит восстановлению на военной службе.
Однако такой вывод гарнизонного военного суда нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим этого пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как видно из материалов дела, Подтоптаная Н.В. проходила военную службу по контракту в войсковой части N. На основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ года N отделения морской инженерной службы (далее - ОМИС) "адрес" флота, заявителю, как члену семьи военнослужащего, на состав семьи из четырех человек по месту прохождения им военной службы в городе "адрес" была предоставлена "адрес" квартира жилой площадью "данные изъяты" кв. м, что соответствовало установленной норме.
С ДД.ММ.ГГГГ года Подтоптаная Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилья в городе "адрес" "адрес" области на состав семьи из "данные изъяты" человек.
В ДД.ММ.ГГГГ года Подтоптаная Н.В. изъявила желание быть обеспеченной жильем посредством выдачи жилищной субсидии, в связи с чем включена в единый реестр для получения такой субсидии.
Из сообщения врио начальника отдела (г. "адрес" управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ года N N следует, что занимаемая Подтоптаной Н.В. и членами ее семьи квартира служебным жилым помещением не является, находится на балансе N (ранее - N).
Представителем начальника N ОМИС в суд первой инстанции представлена копия перечня жилых домов Министерства обороны Российской Федерации, подлежащих передаче на баланс города "адрес", который утвержден командующим "адрес" флотом и губернатором этого города. В этом перечне значится и дом, в котором находится квартира, занимаемая семьей заявителя.
Поэтому не соответствует материалам дела вывод гарнизонного военного суда о том, что предоставление Подтоптаной Н.В. жилья носило временный характер, только на период службы в составе "адрес" флота за пределами территории Российской Федерации.
То, что на занимаемую семьей Подтоптаной Н.В. квартиру не был оформлен договор социального найма, вызвано тем, что в январе ДД.ММ.ГГГГ года заключение такого договора жилищным законодательством не было предусмотрено, поскольку ЖК РФ введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ года, а в силу ст. 47 ЖК РСФСР ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Кроме того, в деле не имеется данных о том, что командованием ставился вопрос об освобождении семьей Подтоптаной Н.В. занимаемого жилого помещения до предоставления жилья в избранном месте постоянного жительства.
ДД.ММ.ГГГГ года командиром войсковой части N Подтоптаная Н.В. представлена к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом командующего "адрес" флотом от ДД.ММ.ГГГГ года N N Подтоптаная Н.В. уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
При таких обстоятельствах следует признать, что жилищные права заявителя командованием при увольнении ее с военной службы не были нарушены.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 7 мая 2015 года по заявлению Подтоптаной Н.В. в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение: в удовлетворении заявления Подтоптанной Н.В. отказать.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
А.Б. Санников
В.Е. Цыбульник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.