Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Гавриловой Е.В.,
судей Алдошиной В.В., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Князевой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе на решение Узловского городского суда Тульской области от 8 июня 2015 года по иску Дубоненко Н.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубоненко Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ работал в г. Узловая Тульской области - на территории зоны с правом на отселение и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста. Однако, ему было отказано в назначении пенсии, в связи с недостижением возраста, требуемого для назначения пенсии. Просил признать за ним право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста и обязать ответчика назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размер " ... ".
В судебное заседание Дубоненко Н.А. исковые требования поддержал, просил и удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска.
Узловским городским судом Тульской области 8 июня 2015 года постановлено решение, которые удовлетворены исковые требования Дубоненко Н.А.
Суд признал за Дубоненко Н.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав пенсионный орган назначить и выплачивать ему пенсию с указанной даты, взыскав в его пользу возврат госпошлины в сумме " ... "
В апелляционной жалобе Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Дубоненко Н.А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-Ф3 от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой ст.13 Закона Российской Федераци "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статьи 33 и 34 Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации N 403-О от 11 июля 2006 при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28 декабря 1991 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, территория д. Федоровка Узловского района Тульской области и пос. Брусянский Узловского района к зоне с льготным социально-экономическим статусом, а с 1 февраля 1998 постановлением Правительства Российской Федерации N 1582 от 18 декабря 1997 статус г. Узловая Тульской области был изменен, он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Дубоненко Н.А. с 18 сентября 1987 г. по 31 января 1998 г. работал в г. Узловая Тульской области - на территории зоны с правом на отселение и с 26 апреля 1986 года по настоящее время проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными паспорта истца, трудовой книжкой истца, справками МО Шахтерское Узловского района Тульской области.
В связи с чем, в силу положений п.7, 8 ст.13, ст.ст.33, 34, 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне с правом на отселение, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, согласно положениям ст.ст.33, 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 Дубоненко Н.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что истец право выхода на пенсию приобрел по достижении возраста 55 лет, то есть с 3 мая 2015 года, а обратился за назначением страховой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ N1244-1 29 апреля 2015 года, суд первой инстанции правомерно указал, что Дубоненко Н.А. страховая пенсия по старости должна быть назначена с 3 мая 2015 года.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Узловского городкого суда Тульской области от 8 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.