Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.,
судей: Максименко И.В., Погорельцевой Т.В.,
при секретаре Щ,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губевой Н.Р. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об отказе учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области от 17 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Губевой Н.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Губевой Н.Р. об отказе учесть награждение Почетной грамотой Федеральной налоговой службы Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить Губевой Н.Р. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Губевой Н.Р. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губаева Н.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Департамент) о признании незаконным решения от 06 февраля 2015 года (протокол N3 N15-Исх-1304 от 02 марта 2015 года) об отказе учесть награждение Почетной грамотой Федеральной налоговой службы Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что в декабре 2014 года Губаева Н.Р. обратилась в Департамент с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на то, что 03 октября 2014 года была награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы России. Однако ответчиком в удовлетворении заявления отказано на основании того, что указанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, согласно которому возможно присвоение звания. Губаева Н.Р. считает отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и влекущим нарушение ее прав и свобод как гражданина Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Губаевой Н.Р. и ответчика Департамента, извещенных надлежащим образом.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст.7 ФЗ от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", ст.26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положений Закона ХМАО-Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", положения постановлений Правительства ХМАО-Югры. Кроме того, судом не принято во внимание, что силу ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005г. N103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", Почетная грамота Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика Губаева Н.Р. считает, что обжалуемое решение принято с учетом действующего законодательства Российской Федерации, норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения решения не имеется. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Губаева Н.Р., ответчик Департамент не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда от 27 октября 2014 года, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, доводами жалобы не опровергается, что Губаева Н.Р. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на наличие у нее Почетной грамоты Федеральной налоговой службы Российской Федерации, однако в удовлетворении заявления истцу отказано с указанием на то, что данный знак отличия не предусмотрен Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры N103-п от 06 июня 2005 года, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" (л.д.10).
Удовлетворяя требования Губаевой Н.Р. о возложении на ответчика обязанность зачесть Почетную грамоту Федеральной налоговой службы Российской Федерации как ведомственный знак отличия в труде и присвоить истцу звание "Ветеран труда", суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент фактически отказал истцу в зачете Почетной грамоты в качестве документа, дающего право на присвоение Губаевой Н.Р. звания "Ветеран труда", считая ее не относящейся к ведомственному знаку отличия в труде.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает правильным, основанным на нормах права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон N5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Закон N184-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ.
Под установленным частью 2 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N5-ФЗ.
Из содержащихся в материалах дела копии Почетной грамоты и приказа NММ-10-4\1036@ от 03 октября 2014 года усматривается, что Почетная грамота была выдана истцу от имени Федеральной налоговой службы Российской Федерации (л.д.11, 23).
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации NММ-3-4\536@ от 31 октября 2008 года "О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы и Благодарности руководителя Федеральной налоговой службы" утверждены положения о наградах и учреждены ведомственные награды Федеральной налоговой службы Почетная грамота и Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы.
Данный приказ издан в исполнение полномочий, указанных в пункте 9.2.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Губаева Н.Р. в установленном законом порядке была награждена ведомственным знаком отличия в труде, каковым является Почетная грамота Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Трудовой стаж истца составляет более 29 лет, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.12-22) в связи с чем, истец, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Учитывая, что требования истца удовлетворены, суд первой инстанции, обоснованно, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи Максименко И.В.
Погорельцева Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.