Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.,
судей: Максименко И.В., Погорельцевой Т.В.,
при секретаре Щ,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Т.В. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре о признании незаконными действий в части отказа учета срока службы в армии в стаж для награждения ведомственной наградой, возложении обязанности по направлению документов для награждения ведомственной наградой, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Щербаковой Т.В. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 апреля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Щербаковой Т.В. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконными действий в части отказа учета срока службы в армии в стаж для награждения ведомственной наградой, возложении обязанности подготовки и направления документов для награждения ведомственной наградой медалью Федеральной миграционной службы России "За службу" 1 степени и компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя ответчика Симонова М.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербакова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре (далее УФМС) о признании незаконными действий в части отказа учета срока службы в армии в стаж для награждения ведомственной наградой медалью Федеральной миграционной службы России "За службу" 1 степени, возложении обязанности по подготовке и направлению документов в Федеральную миграционную службу России для награждения указанной ведомственной наградой, взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что Щербакова Т.В. в период с 16 февраля 1992 года по 01 октября 1993 года проходила военную службу в войсковой части N92878 в должности механика, с 06 июня 2000 года работала паспортистом отделения ПВС ГОМ-3 Управления внутренних дел города Сургута и Сургутского района, с 21 мая 2001 года проходила службу в органах внутренних дел, с 10 февраля 2006 года проходит службу в отделе УФМС. 19 февраля 2015 года Щербакова Т.В. обратилась в УФМС с рапортом о подготовке документов для награждения медалью ФМС России "За службу" 1 степени, однако ответчиком в подготовке документов отказано на основании того, что служба в армии в стаж работы для награждения ведомственной наградой не засчитывается. Щербакова Т.В. считает отказ незаконным, ссылаясь на положения пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N342-ФЗ), согласно которому в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной службы.
Истец, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Симонов М.В. требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку у истца недостаточно стажа, а также право на направление документов для присвоения ведомственной награды за добросовестную службу принадлежит ответчику.
В апелляционной жалобе истец Щербакова Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению, поскольку при рассмотрении спора суд сослался на Федеральный закон N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а истец не является государственным служащим. В соответствии с приложением N5 Приказа ФМС России о 09 апреля 2013 года N175 "О ведомственных наградах Федеральной миграционной службы" Медаль Федеральной Миграционной службы "За службу" является ведомственным знаком отличия ФМС России. В стаж службы (работы) засчитываются периоды работы в подразделениях и учреждениях системы МВД России, в подразделениях и организациях Федеральной миграционной службы России, Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, ФМС МВД России, в центральном аппарате Федеральной миграционной службы, ее территориальных органах, организациях и подразделениях, входящих в систему ФМС России. Но в соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N342-ФЗ, стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном данным законом. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 38, части 1 статьи 51 Закона N342-ФЗ, статье 5 приказа МВД Российской Федерации N989 от 31 октября 2012 года "О ведомственных знаках отличия МВД Российской Федерации", в стаж службы (выслугу лет) для представления к награждению ведомственными знаками отличия в календарном порядке включаются - период прохождения военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормы, имеющей большую юридическую силу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Щербакова Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом через представителя Евтух по указанному в иске и апелляционной жалобе адресу.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося истца.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Отказывая Щербаковой Т.В. в удовлетворении требований о признании незаконными действий в части отказа учета срока службы в армии в стаж для награждения ведомственной наградой ФМС, возложении обязанности по направлению документов для награждения и компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что в числе прав государственного гражданского служащего, перечисленных в статье 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 07 июня 2013 года N116-ФЗ, далее Закон N79-ФЗ) отсутствует право служащего требовать его награждение ведомственными наградами, и кроме того отказ ответчика соответствует положениям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона N79-ФЗ предусмотрено, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации N1574 от 31 декабря 2005 года утвержден Реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, где в разделе 5 указаны должности Федеральной миграционной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N711 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, пункт 1 которого предусматривает, что Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
Согласно Положению об управлении Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России N663 от 02 декабря 2013 года начальник (руководитель) Управления применяет в пределах своей компетенции меры поощрения и взыскания в отношении сотрудников, гражданских служащих и работников Управления. Вносит ФМС России представления к награждению государственными и ведомственными наградами отличившихся сотрудников, гражданских служащих и работников Управления (часть 19.15).
На основании вышеизложенного довод жалобы о том, что истец не относится к государственному служащему и суд незаконно применил в данном случае Закон N79-ФЗ, является не состоятельным.
Как установлено судом, доводами жалобе не опровергается, что с 10 февраля 2006 года Щербакова Т.В. проходит службу в отделе Управления Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Сургуте.
19 февраля 2015 года Щербакова Т.В. обратилась в УФМС с рапортом о подготовке документов для награждения медалью ФМС России "За службу" 1 степени, указывая на достаточность стажа, дающего право на награждение ведомственной наградой и наличия добросовестной службы, однако ответчиком в подготовке документов отказано на том основании, что служба в армии в стаж работы для награждения ведомственной наградой не засчитывается, стаж службы, который идет в зачет награждения данной ведомственной наградой, составляет на 01 января 2015 года - 14 лет 09 месяцев 25 дней (л.д.8-9).
Согласно справке УФМС N68 от 23 марта 2015 года в стаж службы Щербаковой Т.В., который идет в зачет для награждения ведомственной наградой включены работа с 06 июня 2000 года по 21 мая 2001 года в должности паспортиста Управления внутренних дел города Сургута, с 21 мая 2001 года по 01 апреля 2015 года служба в органах внутренних дел (л.д.29-30).
Отказывая учесть в стаж истца период прохождения военной службы в войсковой части N92878 в должности механика с 16 февраля 1992 года по 01 октября 1993 года, с учетом которого, как считает Щербакова Т.В. у нее наступает право для награждения ведомственной наградой медалью Федеральной миграционной службы России "За службу" 1 степени, суд пришел к правильному выводу, что к данным правоотношениям применимы нормы права, регулирующие награждение ведомственными наградами сотрудников ФМС, а не УМВД.
Приказом ФМС России от 09 апреля 2013 года N175 "О ведомственных наградах Федеральной миграционной службы" утверждено Положение о медали Федеральной миграционной службы "За службу".
На основании Приложения 5 вышеуказанного Приказа медаль Федеральной миграционной службы "За службу" является ведомственным знаком отличия ФМС России, которой награждаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированные к ФМС России, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС России за добросовестную службу (работу) и имеющие соответствующий стаж службы (работы) в календарном исчислении.
В стаж службы (работы) засчитываются периоды службы (работы) в подразделениях и учреждениях системы МВД России, в подразделениях и организациях Федеральной миграционной службы России, Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, ФМС МВД России, в центральном аппарате Федеральной миграционной службы, ее территориальных органах, организациях и подразделениях, входящих в систему ФМС России.
При таких обстоятельствах, довод жалобы истца в части не включения в стаж для присвоения награды ФМС военной службы со ссылкой на не применение в данном случае судом статьи 38 Закона N342-ФЗ является не состоятельной, поскольку указанный закон не может быть применим к данным правоотношениям, поскольку порядок присвоения ведомственной медали устанавливается ФМС России. Указанным порядком для определения выслуги лет (работы) для присвоения ведомственной медали ФМС России "За службы" 1 и 2 степени не предусмотрено включение в стаж военной службы.
Кроме того, отказывая истцу в требовании о возложении на ФМС обязанности направить документы для награждения Щербаковой Т.В. медалью Федеральной миграционной службы "За службу" суд пришел к правильному выводу, что к награждению представляются федеральные государственные гражданские служащие за добросовестную службы и что право к представлению к награждению предоставлено руководителю ФМС.
Учитывая, что Щербаковой Т.В. в удовлетворении требований отказано в полном объеме, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о отсутствии основания для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербаковой Татьяны Васильевны без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи Максименко И.В.
Погорельцева Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.