Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Беридзе Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу уполномоченного доверенностью председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Яковлева Е.А. представителя Сурниной С.А. на постановление судьи Великолукского городского суда Псковской области от 22 июня 2015 года по делу в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Деско-юношеская спортивная школа N2 "Экспресс" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия (далее Комитет) от 13.04.2015 года N201, должностными лицами комитета 18.04.2015 года в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Деско-юношеская спортивная школа N2 "Экспресс" (далее ДЮСШ N2) была проведена внеплановая выездная проверка в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, связанная с производством по заказу ДЮСШ N2 строительно-монтажных работ по реконструкции спортивной площадки в границах территории объектов культурного наследия федерального значения "Земляная крепость, построенная по приказу Петра I в 1704-1708 г.г. в связхи с опасностью вторжения войск короля Карла ХII" и "Земляной вал "Крепость IХ в.", расположенных по адресу: г. "данные изъяты" "данные изъяты" области, ул. "данные изъяты"", левый берег реки "данные изъяты".
По результатам надзорной проверки было установлено, что в ходе производства земляных работ на вышеуказанных объектах культурного наследия заказчиком не было обеспечено археологическое наблюдение, предусмотренное согласованием проведения подготовительных работ, выданном письмом Комитета от "данные изъяты" N "данные изъяты", в связи с чем в отношении ДЮСШ N2 должностным лицом Комитета 28.04.2015 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Обжалуемым постановлением судьи Великолукского городского суда производство по делу в отношении ДЮСШ N2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, прекращено по мотивам малозначительности совершенного административного правонарушения.
В жалобе заместитель начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Сурнина С.А., ставит вопрос об его отмене. При этом полагает, что выводы судьи о малозначительности совершенного административного правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку площадь нарушения участка культурного слоя составила 216 кв. метров и его восстановление не представляется возможным.
Заслушав представителя Государственного комитета Псковской области
по охране объектов культурного наследия Сурнину С.А., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя ДЮСШ N2 Лобуковой А.В., проверив материалы дела, нахожу судебное постановление подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим мотивам.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Между тем при рассмотрении настоящего дела судьёй Великолукского городского суда Псковской области вышеуказанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены не были, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Археологическое наблюдение в силу подпункта 3 пункта 7 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ является проведением научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
В силу пунктов 1-4 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ в границах объектов культурного и археологического наследия допускается при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, особого режима использования земельного участка при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия.
Судьей Великолукского городского суда установлено, что при вышеизложенных обстоятельствах ДЮСШ N2 были допущены нарушения требований законодательства об обеспечении сохранности объектов культурного наследия и в действиях юридического лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснением, приведенным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, делая вывод о его малозначительности, судья Великолукского городского суда не дал оценку тому обстоятельству, что при этом согласно сообщению ГБУ "Археологический центр Псковской области" от "данные изъяты" N "данные изъяты", фотоснимкам обследования территории объектов культурного наследия по месту проведения земляных работ, акту проверки N "данные изъяты" от "данные изъяты", имело место значительное повреждение культурного слоя, содержащего предметы с признаками археологического наследия, сохранность которых ДЮСШ N2 во время земляных работ обеспечена не была (л.д. "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты").
При таких обстоятельствах оснований для выводов об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и общественно-опасных последствий совершенного деяния не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Поскольку судьей при рассмотрении дела не была дана надлежащая оценка вышеизложенным обстоятельствам принятое по делу постановление законным и обоснованным признать нельзя.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку представленным доказательствам, и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Великолукского городского суда Псковской области от 22 июня 2015 года по делу в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Деско-юношеская спортивная школа N2 "Экспресс" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, отменить, материалы дела направить в Великолукский городской суд на новое рассмотрение.
Судья Псковского областного суда (подпись) Р.В. Рубанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.