Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 11 июня 2015 г. по делу N 33А-1032/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3 и ФИО6,
при секретаре - ФИО5, с участием представителя заявителя ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части N об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году поступил на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России и проходил военную службу в войсковой части N
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по избранному при увольнении с военной службы месту жительства со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году, снявшись с регистрационного учета по адресу: "адрес", намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 уволен с военной службы по подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинской части.
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в жилищную комиссию войсковой части N с просьбой признать его нуждающимся в жилом помещении на состав семьи один человек в избранном постоянном месте жительства в городе "адрес", в чем решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N) ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ и признать его нуждающимся в жилом помещении на состав семьи один человек в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства в городе "адрес".
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 1, 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подп. 2.1 п. 2 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во ВВ МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75, обращает внимание на то, что он подлежит обеспечению жилым помещением без каких-либо ограничений, предусмотренных жилищным законодательством.
Полагает, что поскольку с момента ухудшения им жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ года прошло более 5 лет, то решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Указывает на то, что основаниями для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении являются: выслуга лет в календарном исчислении - 13 лет 6 месяцев, увольнение с военной службы по льготному основанию, наличие второй группы инвалидности в результате заболевания, полученного в период прохождения военной службы, истечение пятилетнего срока с момента ухудшения жилищных условий, регистрация по адресу войсковой части N, отсутствие жилого помещения в собственности и неполучение государственного жилищного сертификата и субсидии на приобретение жилья.
Считает, что судом первой инстанции не дана оценка всем имеющимся обстоятельствам и условиям, дающим право на обеспечение его жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 14 ст. 15 этого же закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 признание нуждающимися в жилых помещениях таких военнослужащих, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75 утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во ВВ МВД России (далее - Инструкция).
Согласно п. 2 Инструкции ее действие распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших(умерших) или пропавших без вести в период прохождения военной службы по контракту, признанных при прохождении военной службы нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, из приведенных норм следует, что уполномоченным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие.
Как видно из материалов дела ФИО1 приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N с этого же числа исключен из списков личного состава воинской части. При этом заявитель в период прохождения военной службы на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял.
С учетом изложенного и учитывая, что ФИО1 на момент обращения в ДД.ММ.ГГГГ года в жилищную комиссию войсковой части N с рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении в избранном для постоянного проживания месте жительства утратил статус военнослужащего, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что права на обеспечение жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, он не имеет и обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ и признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месту постоянного жительства в городе "адрес".
Доводу автора жалобы о его регистрации по адресу войсковой части N, наличия заболевания, полученного в период прохождения военной службы, отсутствии в собственности жилых помещений и невыплате субсидии на приобретение жилья в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При этом гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что данные обстоятельства к юридически значимым не относятся.
Наличие выслуги лет в календарном исчислении 13 лет 6 месяцев и необеспечение жилым помещением путем выдачи государственного жилищного сертификата, вопреки мнению заявителя, также не являются основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Ссылка ФИО1 о том, что судом не выяснены обстоятельства снятия его в ДД.ММ.ГГГГ году с регистрационного учета, были ли они совершены умышлено и с намерением состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении является безосновательной, поскольку вступившим в законную силу решением "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1, снявшись с регистрационного учета по адресу "адрес", совершил действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении его другим жильем.
Этим же решением в удовлетворении заявления о признании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по его отмене ФИО1 отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий: ФИО7
Секретарь судебного заседания: ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.