Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 16 июля 2015 г. по делу N 33А-1291/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО9,
судей: ФИО11 и ФИО8,
при секретаре ФИО7 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника территориального отделения в "адрес" г. "адрес" Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ТО "адрес"), связанных с отказом заявителю в предоставлении жилого помещения и снятии его с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения военной службы на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 4 человека (он, супруга - ФИО4 и двое сыновей) было предоставлено для постоянного проживания жилое помещение общей площадью N кв.м. (жилой - N кв.м.), находящееся по адресу: "адрес". В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель был зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ г. брак между заявителем и его супругой был расторгнут. В ДД.ММ.ГГГГ г. заявитель вступил в брак с ФИО6, которая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес".
Решением "адрес" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), вынесенным по иску бывшей супруги заявителя - ФИО4, который ФИО10 признал, последний признан не приобретшим права пользования жилым помещением, находящееся по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ на основании решения "адрес" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право общей долевой собственности бывшей супруги заявителя и его сыновей на вышеуказанное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался по адресу войсковой части N.
ДД.ММ.ГГГГ у заявителя и его супруги ФИО6 родилась дочь ФИО5, которая с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована вместе со своей матерью в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ супруга заявителя ФИО6 и его дочь ФИО5 сняты с регистрационного учета по адресу: "адрес", имеющей общую площадь N кв.м. и также зарегистрированы по адресу войсковой части N. До этой даты в указанном жилом помещении были постоянно зарегистрированы 4 человека.
Приказом командира N гвардейской авиационной базы (1 разряда) командования военно-транспортной авиации ДД.ММ.ГГГГ N заявитель уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
С ДД.ММ.ГГГГ заявитель с составом семьи 3 человека на основании решения 1 территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далле - ЗРУЖО) были приняты на учет нуждающихся в получении жилых помещений в "адрес".
В последующем заявитель и члены его семьи были сняты с жилищного учета, однако на основании вступившего в законную силу решения "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО10 к начальнику 1 территориального отделения ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ "адрес" были восстановлены на нем.
Извещением ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 доведено о распределении ему на состав семьи 3 человека жилого помещения общей площадью N кв. м., находящегося по адресу: "адрес", с чем заявитель согласился.
Однако решением начальника ТО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 было отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения со ссылкой на то, что он признал исковые требования супруги о признании его не приобретшим право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ, добровольно снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, чем распорядился жилым помещением, предоставленным ему и членам его семьи Министерством обороны РФ. В данном решении также указано, что основанием его принятия также является то обстоятельство, что заявитель не представил справку о сдаче вышеуказанного жилого помещения и не имеет реальной возможности его сдачи.
Кроме того, решением начальника ТО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заявитель по тем же основаниям снят с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, ФИО10 обратился в военный суд с заявлением, в котором с учетом последующего уточнения своих требований просил:
- признать незаконными и отменить вышеупомянутые решения начальника ТО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать начальника ТО "адрес" восстановить его в Едином реестре военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и оформить документы для обеспечения его жильем по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления ФИО10 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований либо направить материалы на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает, что, вопреки указанию в решении суда первой инстанции, исковые требования по иску его бывшей супруги о признании его не приобретшим право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес", он не признавал, а лишь согласился с принятием судом к рассмотрению уточненных требований истицы, поскольку изначально она просила суд признать его утратившим право пользования указанным жилым помещением.
Отмечает, что решение "адрес" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по вышеуказанному иску, было им обжаловано, однако вступило в законную силу лишь по причине того, что он, не обладая достаточной юридической грамотностью, пропустил срок его обжалования, а в восстановлении указанного срока ему было отказано.
Ссылаясь на упомянутое выше решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отмечает, что, давая оценку оспоренному им решению начальника ТО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с жилищного учета, суд первой инстанции оставил без внимания наличие судебного решения по аналогичному спору.
Обращает внимание на то, что оспоренные им решения начальника ТО "адрес" вынесены на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, между тем, из обжалуемого решения не усматривается, какие же сведения не соответствующие действительности были представлены им должностному лицу, осуществлявшему принятие на жилищный учет, и в чем именно заключается неправомерность действий должностного лица, принявшего решение о принятии его на жилищный учет.
Акцентирует внимание на том, что документы о том, что он уже обеспечивался жильем по линии Министерства обороны РФ, были представлены им в уполномоченный орган и учитывались при принятии решения о постановке его на жилищный учет.
В продолжение жалобы ее автор указывает, что обжалуемом им решении суд первой инстанции сослался на ст. 53 ЖК РФ, однако не указал какие же именно действия по ухудшению жилищных условий им совершены, при том, что решением Заднепровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ он признан не приобретшим право пользования жилым помещением.
Отмечает, что суд вообще не дал никакой оценки решению начальника ТО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ от отказе в предоставлении ему жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, ограничившись лишь ссылкой на признание законным и обоснованным решения указанного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещения, принятого уже после его обращения с заявлением в суд.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обращает внимание на то, что судом не дана оценка решениям "адрес" гарнизонного военного суда, на которые он ссылался в ходе рассмотрения дела. Между тем, его право состоять на жилищном учете подтверждено решением Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у начальника ТО "адрес" отсутствовали основания для отказа в предоставлении ему жилья по договору социального найма.
Со ссылкой на ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и разъяснения, содержащиеся в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указывает, что вопрос его повторного обеспечения жилым помещением мог быть рассмотрен как заинтересованным лицом, так и судом с учетом ранее предоставленного ему и не сданного военному ведомству жилья, а также с учетом изменения его семейного положения.
В заключение жалобы ее автор акцентирует внимание на том, что ни заинтересованным лицом, ни судом вопрос о нуждаемости его и членов его нынешней семьи в жилых помещениях не рассматривался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В соответствии с п. 1, 5 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, государство гарантирует военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членам их семей право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших от государства жилое помещение, законодателем поставлена под условие обязательной сдачи жилого помещения, ранее полученного военнослужащим.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК Российской Федерации, то есть по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, наряду с другими категориями граждан, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Главы г. Смоленска от 03 мая 2005 г. N 1087 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске" учетная норма установлена в размере 10,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела, ФИО10 в период прохождения военной службы, в ДД.ММ.ГГГГ году на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) было предоставлено для постоянного проживания жилое помещение общей площадью N кв.м., находящееся по адресу: "адрес".
Таким образом, поскольку после введения в ДД.ММ.ГГГГ г. в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на каждого из проживавших в вышеуказанном жилом помещении приходилось более 10,5 кв. м. заявитель был обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
В ДД.ММ.ГГГГ году брак между заявителем и его супругой был расторгнут, а ДД.ММ.ГГГГ заявитель снялся с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры, которая в ДД.ММ.ГГГГ году была приватизирована сыновьями заявителя и его бывшей супругой, и таким образом утратил возможность его сдачи квартирным органам.
Поскольку ФИО10, ранее обеспеченный по месту службы в "адрес" жилым помещением более учетной нормы, установленным порядком его не сдал и вплоть до снятия с регистрационного учета по его адресу в соответствии с ч. 4 ст. 69 ЖК РФ имел право пользования им, однако добровольно прекратил данное право, в результате чего не может его сдать в установленном порядке уполномоченным государством органам, то он не имеет права на повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 2, 6 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспоренными заявителем решениями начальника ТО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ права последнего нарушены не были и обоснованно отказал в удовлетворении заявления ФИО10.
Ссылка заявителя на решение "адрес" районного суда от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной, поскольку не свидетельствует о том, что заявитель принимал меры к разделу или обмену полученного от государства жилья.
Ссылка заявителя в жалобе на иные судебные решения, также не может быть принята во внимание, поскольку исходя из их существа, преюдициального значения для настоящего дела они не имеют.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесенного судебного акта по существу, и каким-либо образом повлияли на его законность и обоснованность, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно
Председательствующий ФИО9
Секретарь судебного заседания ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.