Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 06 августа 2015 г. по делу N 33А-1389/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Богдашова Д.А. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Онищенко С.Л., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам заявителя и его представителя на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 21 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 45117 майора Широкова Дмитрия Михайловича об оспаривании действий командующего войсками 1 Командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (далее - командующий), связанных с освобождением заявителя от занимаемой воинской должности и зачислением в распоряжение.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения заявителя в обоснование апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Широков, командир авиационного звена, заключением врачебно-летной комиссии от 8 октября 2014 года, утвержденным Центральной врачебно-летной комиссией 20 ноября того же года, признан не годным к летной работе, но годным к военной службе.
В рапортах от 22 декабря 2014 года заявитель от прохождения службы на воинских должностях, не связанных с летной работой и в наземном составе, отказался и просил командира воинской части об увольнении его с военной службы с занимаемой им воинской должности по основанию, предусмотренному п.п. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с организационно-штатными мероприятиями с предварительным обеспечением жилым помещением в собственность бесплатно.
В тот же день с Широковым командованием воинской части проведена беседа, в ходе которой заявитель подтвердил желание быть уволенным с военной службы по избранному им основанию с предварительным обеспечением жильем. При этом от освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение воинского должностного лица возражал.
24 декабря 2014 года Широков, с учетом решения аттестационной комиссии воинской части от 23 декабря того же года, представлен командованием к освобождению от занимаемой воинской должности и зачислению в распоряжение.
Пунктом 10 параграфа 3 приказа командующего от 13 марта 2015 года N 13 указанное представление удовлетворено, и заявитель ввиду признания не годным к летной работе и необеспеченностью жильем, освобожден от занимаемой им воинской должности командира авиационного звена и зачислен в распоряжение командира воинской части в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Полагая свои права нарушенными, представитель заявителя Струков обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить пункт 10 параграфа 3 приказа командующего от 13 марта 2015 года N 13, в части, касающейся освобождения Широкова от занимаемой воинской должности и зачисления в распоряжение.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционных жалобах заявитель и его представитель, не соглашаясь с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Широкова.
Выражают не согласие с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку он, признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, но годным к военной службе, при отсутствии своего согласия с назначением на другую воинскую должность в соответствии с п.п. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N N, может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, то при таких обстоятельствах оспоренный им приказ о зачислении в распоряжение является правомерным.
Считают, что указанная норма не подлежала применению, поскольку не регулирует спорные правоотношения.
Авторы жалоб утверждают об отсутствии оснований, указанных в п. 1 и п.п. "б" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, для освобождения заявителя от занимаемой воинской должности в связи с организационно-штатными мероприятиями, поскольку указанные мероприятия в воинской части не проводились и должность заявителя не сокращалась.
Обращают внимание на то, что оспоренным приказом нарушены права заявителя, признанного по состоянию здоровья не годным к летной работе, в частности право на обеспечение жильем до увольнения с военной службы и право на получение денежного довольствия до увольнения с военной службы в полном размере по занимаемой воинской должности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, в том числе, в случае нахождения в распоряжении командира (начальника).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
В соответствии с п.п. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и при отсутствии других оснований для увольнения.
Одним из оснований для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями является признание его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.
В силу ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае увольнения с военной службы, что в соответствии с п.п. "а" п. 2 ст. 13 того же Положения является основанием для его зачисления в распоряжение должностного лица.
По делу установлено, что Широков, признанный не годным к летной работе, но годным к военной службе, заключением врачебно-летной комиссии от 8 октября 2014 года, утвержденным Центральной врачебно-летной комиссией 20 ноября того же года, в рапортах от 22 декабря 2014 года отказался от прохождения службы на воинских должностях, не связанных с летной работой и просил об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения жильём.
Учитывая, что Широков перестал отвечать требованиям, предъявляемым к занимаемой им воинской должности, просил уволить с военной службы после обеспечения жилым помещением и отказался от назначения на иные должности, что давало ему право на досрочное увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями, которое он реализовал, обратившись с соответствующим рапортом к командованию, то оснований утверждать о нарушении его прав и свобод оспоренным приказом командующего не имеется.
При этом довод жалобы заявителя о снижении размера денежного довольствия Широкова в условиях прохождения им службы в распоряжении воинского должностного лица, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного постановления, поскольку военнослужащие, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно возлагают на себя обязательство проходить службу, в том числе с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок выплаты денежного довольствия в различных условиях прохождения военнослужащими военной службы.
Согласно п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной увольнение военнослужащих с военной службы производится, как правило, с занимаемых воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников), что, вопреки доводам жалоб, вовсе не свидетельствует о необходимости командования держать заявителя до обеспечения жилым помещением и увольнения с военной службы на воинской должности, обязанности по которой он не может исполнять по состоянию здоровья.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживаются авторы апелляционных жалоб, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 21 мая 2015 года по заявлению Широкова Дмитрия Михайловича оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и его представителя - без удовлетворения.
Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий по делу Уланов А.Е.
Секретарь судебного заседания Онищенко С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.