Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 06 августа 2015 г. по делу N 33А-1399/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Уланова А.Е.,
судей:
Богдашова Д.А. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Онищенко С.Л., с участием заявителя и представителя должностного лица Логунова М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе должностного лица на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Московского управления военных сообщений капитана Макарова Павла Васильевича об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее - УФО), связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы и заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Макаров, заместитель военного коменданта военных сообщений железнодорожной станции Москва-пассажирская-Киевская, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, приказом командующего войсками Московского военного округа от 12 октября 2009 года N N освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение того же должностного лица с постановкой на все виды довольствия при Московском территориальном управлении военных сообщений. По избранному после увольнения постоянному месту жительства, совпадающему с последним местом военной службы, заявитель составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) с декабря 2006 года включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, уполномоченным жилищным органом - Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с необеспеченностью по последнему месту службы жилым помещением, Макаров составом семьи 4 человека с 1 мая 2014 года по 1 января 2015 года осуществлял найм жилого помещения, расположенного в г. Москве, ежемесячная плата по которому составляет N рублей.
Приказом начальника военных сообщений Московского управления военных сообщений от 16 февраля 2015 года N N заявителю к выплате за период с августа по декабрь 2014 года установлена ежемесячная денежная компенсация за найм вышеуказанного жилого помещения в размере N рублей.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, в выплате денежной компенсации за найм жилого помещения Макарову отказано УФО.
Полагая свои права нарушенными, он обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанный отказ и возложить на руководителя УФО обязанность по выплате ему задолженности по денежной компенсации за найм жилого помещения за период с августа по декабрь 2014 года.
Он также просил суд обязать должностное лицо возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере N рублей.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе ВрИО руководителя УФО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе Макарову в удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, указывает на отсутствие оснований для выплаты заявителю оспоренной им компенсации, поскольку она выплачивается военнослужащим только при условии невозможности их обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о чем он никогда не просил и на соответствующий жилищный учет не принимался.
Обращает внимание на то, что по настоящему делу судом не были установлены обстоятельства, связанные со временем заключения заявителем первого контракта о прохождении военной службы, а также обеспечения его за период службы служебными жилыми помещениями.
Утверждает о незаконности приказа начальника военных сообщений Московского управления военных сообщений от 16 февраля 2015 года N N, которым заявителю к выплате за период с августа по декабрь 2014 года установлена денежная компенсация за наем жилого помещения, поскольку считает, что при издание указанного приказа командованием не было установлено данных о наличии (отсутствии) у заявителя по месту службы служебного жилого помещения, которые не подтвердил (доказал) в суде и сам Макаров.
В обоснование правомерности решения об отказе заявителю в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения ссылается на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению другого военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из материалов дела, в частности копии удостоверения личности заявителя, следует, что офицерское звание лейтенанта ему было присвоено в июне 2004 года после окончания Военно-транспортного университета ЖДВ РФ.
При таких данных Макаров относится к категории военнослужащих, на весь срок военной службы обеспечивающихся служебными жилыми помещениями, и право на обеспечение жилыми помещениями в собственность бесплатно или по договору социального найма возникает у которых возникает только при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
По делу установлено, что в соответствии с приказом командующего войсками Московского военного округа от 12 октября 2009 года N N Макаров, достигший общей продолжительности военной службы 10 лет, освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы заявителю, включенному в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по последнему месту службы в городе Москве извещением от 29 августа 2014 года предварительно распределено два жилых помещения, с получением которых он 25 сентября того же года согласился. Вместе с тем по причине отсутствия права собственности Российской Федерации на указанные жилые помещения какие-либо соглашения о праве пользования ими Макарову заключить не предложено.
Таким образом, поскольку заявитель имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет и в 2009 году приобрел право на обеспечение по последнему месту службы жилым помещением в собственность бесплатно или по договору социального найма в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, что подтверждается сведениями вышеуказанного Единого реестра, то при таких обстоятельствах довод автора жалобы о том, что для получения оспоренной компенсации Макарову необходимо состоять на учете лиц, нуждающихся по месту службы в обеспечении служебным жилым помещением, следует признать несостоятельным.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах действующее законодательство выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения связывает с нуждаемостью военнослужащего, в частности по последнему месту службы, в жилом помещении.
Согласно сведениям Единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Макаров по избранному им после увольнения постоянному месту жительства, совпадающему с последним местом его службы, принят на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Установив обстоятельства, связанные с нуждаемостью заявителя по последнему месту службы в жилом помещении, которая в силу ст. 99 ЖК РФ является единственным основанием для обеспечения граждан жилыми помещениями специализированного жилого фонда, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что Макаров, вправе получать оспоренную им денежную компенсацию за период осуществления им найма жилого помещения, то есть с 1 августа по 31 декабря 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку руководителем УФО не приведено доказательств, того, что заявитель в период прохождения службы ранее обеспечивался служебным жилым помещением, которое мог не сдать, а поэтому не вправе претендовать на обеспечение указанным жильем повторно, а равно просить о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, то при таких обстоятельствах довод жалобы об отсутствии у Макарова права на получение оспоренной им денежной компенсации ввиду недоказанности им вышеуказанных обстоятельств, следует признать несостоятельным.
Ссылка в жалобе на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению другого военнослужащего, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного постановления, поскольку указанное решение преюдициальным по настоящему делу не является.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда 5 мая 2015 года по заявлению Макарова Павла Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий Уланов А.Е.
Секретарь судебного заседания Онищенко С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.