Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 04 июня 2015 г. по делу N 33А-974/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3 и ФИО6,
при секретаре - ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника 3 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 3 отдела) ФИО4 на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено заявление военнослужащего N военного представительства Министерства обороны РФ майора ФИО1 об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) и начальника 3 отдела о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 3 человека признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в избранном месте жительства в городе "адрес".
Решением начальника 3 отдела от ДД.ММ.ГГГГ N заявитель был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником жилого помещения в "адрес" общей площадью 41,5 кв.м.
Полагая принятым решением свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение начальника 3 отдела о снятии его с жилищного учета, отменить это решение и восстановить его на жилищном учете с даты принятия на учет нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, заявитель просил обязать ЗРУЖО выдать ему решение, о принятии на учет.
Гарнизонный военный суд требования ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение начальника 3 отдела от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязал названное должностное лицо отменить свое решение, восстановив заявителя на жилищном учете с первичной даты принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе начальник 3 отдела, считая решение суда незаконным, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы обращает внимание на то, что ФИО1 имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", а поскольку в городе "адрес" учетная норма составляет 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, то у ФИО1, обеспеченного квартирой в городе "адрес" на состав семьи 3 человека общей площадью 41,5 кв. м., отсутствуют основания состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что наличие у граждан, в том числе и военнослужащих, жилых помещений по договору социального найма или в собственности само по себе не является основанием для отказа в признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Предоставление указанной категории граждан жилых помещений по договору социального найма возможно в случае признания их нуждающимися в получении жилья, в том числе в связи с наличием у них в собственности или на условиях договора социального найма жилых помещений менее учётной нормы.
Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с постановлением "адрес" городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N N учетная норма в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях составляет 14 кв. м.
С учетом состава семьи заявителя он и члены его семьи не обеспечены жильем по учетным нормам, а поэтому ФИО1 имеет право находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Снимая ФИО1 с жилищного учета, начальник 3 отдела исходил из положений, предусмотренных Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила).
Действительно по смыслу п. 4, п. 7 подп. "б", п. 14 и 16 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства органы местного самоуправления, принимая соответствующее решение, учитывали социальную норму общей площади жилого помещения, установленную законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Следовательно, для признания военнослужащих, не отнесенных к категории обеспечиваемых на весь срок военной службы служебных жильем, нуждающимися в жилье в избранном после увольнения месте жительства, органами местного самоуправления (в настоящее время уполномоченным органом), также применялась учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством РФ в избранном военнослужащим постоянном месте жительства.
В тоже время в силу ст. 1 ЖК РФ нельзя сделать вывод об ограничении права заявителя на выбор места жительства после увольнения с военной службы, поскольку ФИО1, получив в собственность по договору дарения квартиру, действовал по своему усмотрению и в своих интересах.
При этом учитывая имеющуюся у заявителя в собственности квартиру, он, сохраняет право состоять на жилищном учёте и вправе претендовать на получение жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства, в котором учетная норма составляет не менее 14 кв.м.
Этот вывод подтверждается и вступившим в законную силу решением "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника 3 отдела ( "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий: ФИО7
Секретарь судебного заседания: ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.