Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Егоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Петровой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, Петрова В.А. к администрации ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики, администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Урмарского района Чувашской Республики на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 07 мая 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Петровой Н.А. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики поставить Петрову Н.А. в составе из 2 человек: сама Петрова Н.А., ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке.
Возложить обязанность на администрацию Урмарского района предоставить Петровой Н.А. в составе семьи из 2 человек: самой Петровой Н.А., ФИО1, ... года рождения, с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь, благоустроенное помещение во внеочередном порядке по установленной социальной норме площадью не менее ... кв.м. в пределах территории ... сельской администрации Урмарского района, а в остальной части в удовлетворении иска Петровой Н.А. к администрации ... сельского поселения и администрации Урмарского района Чувашской Республики, отказать.
В удовлетворении искового требования Петрова В.А. администрации ... сельского поселения о возложении обязанности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке и о возложении обязанности на администрацию Урмарского района предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение площадью по установленной социальной норме, отказать".
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истцов Петровой Н.А., Петрова В.А., ФИО1, представителя истца Плетнева В.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова Н.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 и Петров В.А. обратились в суд с иском с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ к администрации ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики, администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.
Исковые требования мотивировали тем, что на основании постановления главы ... сельского поселения от 08 декабря 2010 г. N они были приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ с составом семьи из трех человек. В указанное постановление постановлением главы сельского поселения от 02 июня 2014 г. N внесены изменения и в качестве основания принятия на учет указан п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Указанное, по мнению истцов, свидетельствует фактически об отказе во внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием в собственности ... сельского поселения соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, их семья имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ФИО1, ... года рождения, является инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N (код заболевания ... ). Полагают, что их семья в составе трех человек (сама Петрова Н.А., ФИО1 и Петров В.А.) имеют право на предоставление им жилого помещения с учетом нормы предоставления площадью не менее 64 кв.м.
Основываясь на изложенных в иске обстоятельствах, с учетом уточнения в порядке статьи 39 ГПК РФ истцы просят суд:
- возложить обязанность на администрацию Урмарского района и администрацию ... сельского поселения поставить Петрову Н.А. в составе из 3 человек: сама Петрова Н.А., ФИО1 и Петров В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке;
- возложить обязанность на администрацию Урмарского района и администрацию ... сельского поселения предоставить Петровой Н.А. на состав семьи из 3 человек, с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке общей площадью не менее 64 кв.м.
Истец Петрова Н.А. в судебное заседание не явилась, реализовала право на участие в процессе через своего представителя Плетнева М.А.
В судебном заседании представитель истца Петровой Н.А. Плетнев М.А. исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Истец Петров В.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики Казакова Ю.Д. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в 2010 году Петрова Н.А. в составе семьи из трех человек был принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ по программе " ... ", поскольку Петрова Н.А. работала в сельской местности. На тот момент сведений о том, что её дочь Петрова Т.А. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, истцом не было представлено. В 2014 г. их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ ввиду наличия у Петровой Т.А.заболевания.
Представитель ответчика администрации Урмарского района Чувашской Республики Васильев Б.Н. в удовлетворении исковых требований просил отказать, суду пояснил, что в силу положений статьи 49 Жилищного кодекса РФ для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда, о чем заявлено истцом Петровой Н.А., необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Поскольку Петрова Н.А. с несовершеннолетней ФИО1 не признаны малоимущими, то нет оснований для возложения на администрацию Урмарского района обязанности предоставления семье Петровой Н.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, решением Собрания депутатов Урмарского района Чувашской Республики от 27 ноября 2014 г. N в Уставы Урмарского района и сельских поселений внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, отнесены к вопросам местного значения Урмарского района.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Урмарского района Чувашской Республики Борисова Н.А. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку Петрова Н.А. не признана малоимущей, в администрацию района с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке обратилась только 15 мая 2014 г.
Третье лицо Петров А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиком администрацией Урмарского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. Доводы жалобы сводятся к тому, что Петрова Н.А. в установленном порядке не обращалась с заявлением о признании малоимущей для целей постановки на учет на получение жилья в порядке, предусмотренном п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Решения о признании Петровой Н.А. вместе с несовершеннолетней ФИО1 малоимущей в материалах учетного дела N нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. Так согласно представленным документам Петрова Н.А. зарегистрирована и проживает со своей семьей в составе трех лиц и еще с двумя лицами ФИО2 и ФИО3 по адресу: ... Собственником жилого дома площадью ... кв.м. является ФИО3. Учетная норма для постановки на учет для получения жилья на территории сельского поселения составляет 13 кв.м.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей , судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации ... сельского поселения Урмарского района N от 08 декабря 2010 г. Петрова Н.А. в составе семьи из трех человек (в том числе ФИО1 и Петров В.А.) принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ по ее заявлению для участия в Федеральной целевой программе " ... ". Для участия в указной федеральной целевой программе не требуется признание семьи малоимущей.
В мае 2014г. Петрова Н.А. представила в администрацию сельского поселения медицинское заключение от 24 февраля 2014 г. N, выданное Бюджетным учреждением Чувашской Республики " ... " Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, о том, что несовершеннолетняя ФИО1 страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (код заболевания ... ).
Постановлением главы администрации ... сельского поселения Урмарского района от 02 июня 2014г. постановлено внести изменения в постановление администрации ... сельского поселения Урмарского района N от 08 декабря 2010 г. в части основания постановки на учет с п.1 ч.1 ст.51 на п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ согласно указанного медицинского заключения. Какого-либо заявления о признании семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не подавалось, соответственно решения о признании малоимущей не принималось.
Возложив на Администрацию Урмарского района Чувашской Республики обязанность предоставить Петровой Н.А. вместе с ФИО1, ... года рождения, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетняя ФИО1 имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. При этом в обоснование того, что семья Петровых признана малоимущей, суд первой инстанции положил справку N739 от 19 ноября 2014г., выданную отделом социальной защиты населения КУ " ... " Минздравсоцразвития Чувашии заявителю Петрову В.А., ... года рождения, что семья из пяти человек является малоимущей для социальных выплат (л.д.92).
Вместе с тем судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение и вследствие этого неправильно применены нормы материального права.
Как следует из материалов дела, Петрова Н.А., несовершеннолетняя ФИО1, ... р., на учете нуждающихся в жилье до 1 марта 2005 года не состояли.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ, вступившего в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Указанный Перечень установлен постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, исходя из ч.1 ст. 57 ЖК РФ, для получения жилого помещения гражданину необходимо быть принятым на учет, нуждающихся в жилье.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с данной статьей Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года
, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, т.е. за счет средств Федерального фонда компенсаций.
В соответствии со ст.11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005г. N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся граждане, указанные в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, указанные в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждане, встающие на учет на получение жилого помещения после 1 января 2005 года, к числу иных категорий граждан названной выше статьей Закона Чувашской Республики и Федеральным законом не отнесены.
Между тем, Петрова Н.А. с несовершеннолетней ФИО1 на учет нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года не состояла.
Статья 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, и одновременно признание этого гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Вопрос о признании Петровой Н.А. вместе с несовершеннолетней ФИО1, ... г.р., нуждающейся в жилье и предоставления ей жилья во внеочередном порядке подлежит разрешению по общим правилам жилищного законодательства - в соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ, т.е. в случае признания ее органом местного самоуправления малоимущей в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О, от 12 апреля 2011 года N 551-О-О и др.). Такое законодательное регулирование, как указал Конституционный Суд РФ, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Исходя из изложенного, одним из обязательных условий предоставления жилья муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке Петровой Н.А. необходимо наличие у нее статуса малоимущей в соответствии с Законом Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений".
Вместе с тем, из материалов гражданского дела следует, что истец Петрова Н.А. не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей, решение органа местного самоуправления о признании ее малоимущей и принятии на учет, нуждающихся в жилье в списке
малоимущие, не принималось.
Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регламентирован ст. 5 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений". Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения органа местного самоуправления, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и размер вероятного ипотечного кредита, определяемый исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи, не позволяют приобрести жилое помещение по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании и если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и среднемесячный совокупный доход семьи за десять лет за вычетом прожиточного минимума не позволяют накопить средства для приобретения жилого помещения по норме предоставления (п.4 ст. 5 Закона Чувашской Республики).
На территории Урмарского района Чувашской Республики решением Урмарского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 27 января 2007г. N утвержден Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Урмарского района.
Между тем материалами дела, личным учетным делом Петровой Н.А. N подтверждается, что Петрова Н.А., ФИО1, ... года рождения, не обращались с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о признании семьи малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; решение о признании малоимущей в материалах учетного дела не имеется.
Справка N от 19 ноября 2014г., выданная отделом социальной защиты населения КУ " ... " Минздравсоцразвития Чувашии заявителю Петрову В.А., ... года рождения для получения социальных выплат, о том, что семья из ... человек малоимущая, не является относимым и допустимым доказательством признания семьи Петровой Н.А. с ФИО1 малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истец малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке не признана, то вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования Петровой Н.А., действующей в интересах ФИО1, подлежат удовлетворению, не основан на положениях жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на администрацию ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики поставить Петрову Н.А. в составе из 2 человек: сама Петрова Н.А., ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, и возложения обязанности на администрацию Урмарского района предоставить Петровой Н.А. в составе семьи из 2 человек, включая ФИО1, ... года рождения, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в указанной части.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 07 мая 2015 г. в части возложения на администрацию ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики и на администрацию Урмарского района Чувашской Республики обязанности по постановке Петровой Н.А. в составе из 2 человек, включая ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке и возложения обязанности предоставить им благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке отменить и принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Петровой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики и администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по постановке Петровой Н.А. в составе из двух человек, включая ФИО1, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке и возложения обязанности предоставить им благоустроенное жилое помещение по установленной социальной норме с учетом права на дополнительную жилую площадь во внеочередном порядке, отказать.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
И.В. Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.