Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Муратовой Н.И., Мекеровой С.Р.,
при секретаре Димитровой Н.В.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Баранукова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 мая 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г. Невинномысска в интересах Попова Б.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, третьи лица - орган опеки и попечительства комитета по труду и социальной защите населения администрации г. Невинномысска, министерство образования Ставропольского края, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Невинномысска обратился в суд с иском, в котором просил обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Попову Б.В., ... 1992 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования - г. Невинномысска.
В обоснование иска указано, что в прокуратуру г. Невинномысска обратился Попов Б.В., ... 1992 года рождения, проживающий по адресу:
г. Невинномысск, ул. ... , ... , кв. ... с жалобой на то, что ему не предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Попов Б.В. отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении. Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который был включен Попов Б.В. 17.09.2014 в министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края зарегистрировано заявление Попова Б.В. об обеспечении его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени соответствующее жилое помещение не предоставлено.
Истец считает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства министерством имущественных отношений Ставропольского края должно быть предоставлено Попову Б.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования - г. Невинномысска.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 мая 2015 года исковые требования прокурора г. Невинномысска в интересах Попова Б.В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края удовлетворены.
Суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Попову Б.В., ... 1992 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования - г. Невинномысска.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Барануков А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п, и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Судом установлено, что прокуратурой г. Невинномысска проведена проверка по заявлению Попова Б.В., ... 1992 года рождения о защите права на жилище в государственном жилищном фонде.
Также судом установлено, что Попов Б.В. остался без попечения родителей, его родители Попов В.Д. и Попова Ю.Б. решением Невинномысского городского суда Ставропольского края 14.04.2000 лишены в отношении него родительских прав.
Постановлением главы администрации Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 10.01.2000 N 1 над Поповым Б.В. установлена опека в лице Попова Д.Н.
Постановлением главы администрации Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N 379 от 13.11.2002 Попов Д.Н. отстранен от опекунских обязанностей, несовершеннолетний Попов Б.В. определен в детский дом.
С 14.11.2002 по 01.09.2008 Попов Б.В. являлся воспитанником ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой N 435 от 08.10.2012.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что Попов Б.В. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Действующей в настоящее время редакцией ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (той же редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" связывает право лишь с достижением возраста 18 лет.
Статьей 7 Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и в соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к расходным обязательствам Ставропольского края.
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Судом установлено, что возраста 18 лет Попов Б.В. достиг в 2010 году, т.е. до внесения изменений в ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Также судом установлено, что в собственности у Попова Б.В. нет жилых помещений, он не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Попову Б.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования - г.Невинномысска.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении порядка очередности обеспечения жильем указанной категории лиц был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.